Попытка не пытка: десять любопытных фактов о ракете «Ангара-А5»

Эту ракету разрабатывают почти 20 лет, она разгоняется до «сотни» медленнее, чем Lada Niva, и стоит в два раза дороже, чем старый «Протон-М».
Попытка не пытка: десять любопытных фактов о ракете «Ангара-А5»
Минобороны РФ

11 апреля 2024 года состоялся уже четвертый запуск ракеты проекта «Ангара» в тяжелой модификации А5. Но с космодрома «Восточный» она стартовала впервые.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Проект «Ангара» растянулся на 20 лет. Его финансирование началось в 2005 году, первые летные испытания «Ангары-А5» прошли в 2014-м. Ну а завершить летные испытания «Роскосмос» намерен к 2025 г.

Роскосмос

«Ангара-А5» стала первой ракетой, разработанной в нашей стране после распада СССР.

Производство ракеты «Ангара-А5» обходится налогоплательщикам в сумму около 5 млрд рублей. Причем изначально речь шла о 7 млрд рублей, но потом стоимость удалось снизить. Об этом сообщают РИА «Новости» со ссылкой на пресс-службу «Роскосмоса». Предшественник «Ангары-А5», грузовой «Протон-М», стоил примерно 2,3 млрд рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоимость запуска ракеты «Ангара А5» (грузоподъемность 24.5 т) — около 9 млрд руб. А для такой ракеты, как «Протон-М» (грузоподъемность 22.4 т), она примерно в два раза меньше. Об этом рассказал генеральный конструктор КБ «Салют» Центра Хруничева Сергей Кузнецов.

Хотя запуск ракеты «Ангара-А5» 11 апреля 2024 г. был испытательным, ее разгонный блок вывел на орбиту высотой около 450 км малый аппарат «Гагаринец», спутник формата Cubesat 3U, созданный российской частной компанией Avant Space.

Минобороны РФ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До скорости в 100 км/ч «Ангара А5» разгонялась 23.44 сек — медленнее, чем автомобиль Niva Legend. Этот факт можно было заметить, наблюдая за трансляцией старта с выводимыми на экран данными. Правда, уже через 3 мин 57 с ее скорость составляла 5,5 тыс. км/ч, а через 5 мин — 11 тыс. км/ч.

«Ангара» имеет модульную конструкцию, и в дальнейшем «Роскосмос» планирует заменить ее третью ступень на водородную. Водород в вакууме дает на 35% больший удельный импульс, чем керосин, что позволит использовать «Ангару» для межпланетных перелетов. В частности, на ней планируют доставлять грузы для строительства базы на Луне.

Финальный вариант ракеты будет называться «Ангара А5М». Он получит двигатель РД-191М с увеличенной тягой и облегчённые отсеки, а при сборке будет применена фрикционная сварка. Также шла речь об адаптации ракеты к пилотируемым полетам.

Первой серьезной работой для «Ангары А5М» станет подъем на орбиту модулей Российской орбитальной станции, которую начнут строить в 2027 году.