«Мест нет, но вы держитесь»: что такое овербукинг и как не стать его жертвой

Овербукинг — это страшный сон каждого путешественника. Вот представьте: вы весь день в предвкушении полета и начала долгожданного отпуска, проходите онлайн-регистрацию на рейс, приезжаете в аэропорт за несколько часов до вылета, с широкой улыбкой проходите на посадку, как вдруг возле самого гейта сотрудник авиакомпании говорит вам, что попасть в самолет вы не сможете... А мне и представлять не надо — однажды именно в такую ситуацию я и попала. Поэтому рассказываю вам, как постараться избежать этой неприятности.
Екатерина Николаева
Екатерина Николаева
Редактор сайта TechInsider.ru
«Мест нет, но вы держитесь»: что такое овербукинг и как не стать его жертвой
Unsplash

Февральский отпуск 2024 года я решила провести на Байкале — самом сердце Сибири. Пройтись по невероятно красивому льду, изучить трещины и торосы, увидеть прозрачную воду сквозь ледовую корку толщиной несколько метров, погрузиться в бурятскую культуру, полакомиться национальными угощениями — такие цели были поставлены на пять дней. Перелет из Москвы в Иркутск осуществляла компания S7, и вот я, максимально заряженная на увлекательное путешествие, приезжаю в Домодедово, жду свой рейс, спокойно реагирую на часовую задержку, стою в очереди к гейту, как вдруг слышу от девушки в униформе фразу: «Отойдите в эту сторону, к вам сейчас подойдут».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пришедший мужчина объяснил: во время задержки рейса произошла замена самолета на менее вместительный, мы с подругой и еще несколькими пассажирами просто в него не вмещаемся. Предложили переночевать в отеле, позавтракать за счет компании и улететь следующим рейсом — через 12 часов. Также в качестве компенсации была выдана карта номиналом 7000 рублей, которой можно было оплачивать все, главное — на территории Российской Федерации. Немного дав волю эмоциям, я все же успокоилась и приняла ситуацию, а затем проанализировала, почему именно я, моя подруга и еще несколько человек стали жертвами овербукинга?

Овербукинг — это практика продажи компанией большего количества билетов на рейс, мероприятие или услугу, чем имеется фактических мест. Это не сбой в системе и не халатность: фирмы при этом расчитывают на то, что часть покупателей не воспользуется услугами или откажется от бронирования.

Почему компании продают лишние билеты

Причина этому проста — деньги. Каждое свободное кресло в самолете является для авиаперевозчика потерянной прибылью, поэтому, дабы минимизировать убытки, отдельная команда аналитиков пытается спрогнозировать, как много человек не явятся на рейс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для этого они изучают статистику аннулирования прошлых бронирований, рассматривают сезонность путешествий, дни недели и время суток вылетов, частоту изменений маршрутов и типы клиентов (бизнес-туристы чаще меняют планы, чем семейные пары или пенсионеры). На основе этих данных принимается решение: как много билетов сверхнормы можно пустить в продажу, чтобы, в случае чего, компания не ушла в минус.

Аэропорт
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как авиакомпании выбирают, кого снять с рейса?

Решение производится в соответствии с политикой конкретного перевозчика. Она определяет порядок снятия пассажиров с рейса и может быть указана в договоре перевозки авиакомпании.

Больше шансов стать жертвой овербукинга у следующих групп лиц:

  • пассажиры, купившие самые дешевые билеты;
  • пассажиры, летящие без детей и без проплаченного багажа;
  • те, кто купил билеты на рейс в последний момент;
  • те, кто летит совсем один;
  • зарегистрировавшиеся и пришедшие на посадку в числе последних.

В случае отказа в посадке пассажиру положена компенсация: о 25% МРОТ за каждый час ожидания рейса, но не более половины стоимости билета. При этом такой расклад возможен только, если перевозчик не сможет докажет, что просрочка произошла по независящим от него обстоятельствам. Также авиакомпания обязана предоставить питание, гостиницу (если вылет переносится на следующий день), трансфер до отеля и альтернативный маршрут.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как не стать жертвой овербукинга

Полностью исключить вариант того, что вы не окажетесь в числе «лишних» пассажиров, практически невозможно, но можно попробовать предпринять ряд мер, чтобы снизить этот риск до минимума.

  • Регистрируйтесь на рейс заранее — чем раньше, тем лучше.
  • Покупайте билеты с возратным тарифом или с дополнительными услугами — такие пассажиры в приоритете. И делайте это не в последний момент, а, опять же, заранее!
  • Участвуйте в программах лояльности: путешественники с выскоим статусом в системе бонкусов почти никогда не попадают под овербукинг (проверенный факт).
  • Выбирайте места заранее, особенно, если эта услуга платная.
  • Если вы летите целой компанией, покупайте билеты и регистрируйтесь на рейс одновременно, желательно с одного устройства или аккаунта, чтобы представители авиакомпании поняли, что они имеют дело с организованной группой или семьей.

P.S. До Байкала мы, с горем пополам, но все-таки добрались. Фото прилагаются!

Личный архив автора
Личный архив автора