Несмотря на то, что площадь нашей страны огромна — более 17 миллионов квадратных километров, — железнодорожная сеть охватывает далеко не все ее территории. Это обуславливается в первую очередь гористой местностью, морозным климатом, а также экономической нецелесообразностью.
«Конечная»: в каких регионах России нет железной дороги

Чукотский автономный округ
Это один из самых труднодоступных регионов России: суровый климат, вечная мерзлота и сложный рельеф делают строительство железнодорожных путей здесь практически невозможным. К тому же, на территории Чукотки проживает всего 50 000 человек, плотность населения составляет 0,07 чел./км². В общем, тратить огромное количество денег на прокладку железной дороги — так себе идея. Гораздо проще возить полезные ископаемые по морю, а для передвижения использовать сезонные зимники и местную авиацию.

Камчатский край
Огромный полуостров, известный своими гейзерами и вулканами, фактически находится в изоляции: добраться сюда можно либо по воздуху, либо по воде. Проекты по строительству железной дороги обсуждаются давно, в перспективе Ленско-Камчатская магистраль могла бы работать круглогодично и соединять Камчатку с Восточной Сибирью и югом Дальнего Востока, однако местное правительство считает эти планы сказкой, которой никогда не суждено сбыться. Все дело в сложной географии и отсутствии грузовой и пассажирской базы.

Магаданская область
Регион, где асфальтированные дороги вообще в дефиците, а железных нет от слова совсем. В советские времена строились амбициозные планы по строительству магистрали через Колыму, часть даже начали реализовывать — ту самую «дорогу костей», которую строили измученные узники ГУЛАГа. Но проект так и не был доведен до конца. Сегодня Магадан связывается с остальной частью России (да и с остальным миром тоже) в основном авиацией.

Республика Тыва
Тыва — единственный субъект на юге Сибири, до которого так и не дотянули железную дорогу. Но это пока. Строительство железной дороги Кызыл – Курагино обсуждается более 20 лет и даже уже переходило на стадию реализации, однако на фоне эпидемии коронавируса проект пришлось отложить еще на пять лет. Тем не менее паузу вот-вот отменят, и из всех представленных здесь регионов Тыва наиболее близка к соединению с рельсовой сетью страны.

Республика Алтай
Один из самых красивых регионов Сибири сейчас активно пользуется популярностью среди туристов, однако добраться сюда возможно только на самолете. Ближайшая железнодорожная станция находится в городе Бийске (Алтайский край), а дальше путешествие вглубь республики продолжается только на автомобиле. Основная проблема заключается в географии региона — гористой и сейсмоопасной, из-за чего строительство железной дороги является сложной инженерной задачей, даже практически невозможной.

Ненецкий автономный округ
Северный регион, лежащий за Полярным кругом, также полностью лишен железнодорожного сообщения. Суровый климат, труднопроходимая тундра и отсутствие крупных промышленных центров делает строительство ж/д путей экономически сложным. Поэтому местные в основном используют для перемещения самолеты, сезонные зимники, реже — морской транспорт.
