«Конечная»: в каких регионах России нет железной дороги

Железные дороги — это кровеносная система страны, связывающая города, регионы, людей. В России общая протяженность железнодорожных путей по состоянию на 2025 год составляет около 122 тысяч километров — это третий показатель во всем мире, первое и второе место занимают США и Китай соответственно. Но даже в этой транспортной империи есть свои белые пятна — места, куда до сих пор не доезжал ни один поезд.
Екатерина Николаева
Екатерина Николаева
Редактор сайта TechInsider.ru
«Конечная»: в каких регионах России нет железной дороги
Unsplash

Несмотря на то, что площадь нашей страны огромна — более 17 миллионов квадратных километров, — железнодорожная сеть охватывает далеко не все ее территории. Это обуславливается в первую очередь гористой местностью, морозным климатом, а также экономической нецелесообразностью.

Интересный факт: в России есть по крайней мере три изолированные железнодорожные сети — на Сахалине, в Калининградской области и в Норильске. Они не связаны с общероссийской железной дорогой и имеют свои особенности эксплуатации. Например, на Сахалине используется узкая колея шириной 1067 мм, оставшаяся еще с японских времен, в Калининграде железнодорожная инфраструктура адаптирована под европейскую ширину колеи — 1435 мм, а в Норильске — стандартные 1520 мм.

Чукотский автономный округ

Это один из самых труднодоступных регионов России: суровый климат, вечная мерзлота и сложный рельеф делают строительство железнодорожных путей здесь практически невозможным. К тому же, на территории Чукотки проживает всего 50 000 человек, плотность населения составляет 0,07 чел./км². В общем, тратить огромное количество денег на прокладку железной дороги — так себе идея. Гораздо проще возить полезные ископаемые по морю, а для передвижения использовать сезонные зимники и местную авиацию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Город Певек, Чукотский автономный округ
Город Певек, Чукотский автономный округ
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Камчатский край

Огромный полуостров, известный своими гейзерами и вулканами, фактически находится в изоляции: добраться сюда можно либо по воздуху, либо по воде. Проекты по строительству железной дороги обсуждаются давно, в перспективе Ленско-Камчатская магистраль могла бы работать круглогодично и соединять Камчатку с Восточной Сибирью и югом Дальнего Востока, однако местное правительство считает эти планы сказкой, которой никогда не суждено сбыться. Все дело в сложной географии и отсутствии грузовой и пассажирской базы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Петропавловск-Камчатский
Unsplash

Магаданская область

Регион, где асфальтированные дороги вообще в дефиците, а железных нет от слова совсем. В советские времена строились амбициозные планы по строительству магистрали через Колыму, часть даже начали реализовывать — ту самую «дорогу костей», которую строили измученные узники ГУЛАГа. Но проект так и не был доведен до конца. Сегодня Магадан связывается с остальной частью России (да и с остальным миром тоже) в основном авиацией.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Город Магадан
Город Магадан
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Республика Тыва

Тыва — единственный субъект на юге Сибири, до которого так и не дотянули железную дорогу. Но это пока. Строительство железной дороги Кызыл – Курагино обсуждается более 20 лет и даже уже переходило на стадию реализации, однако на фоне эпидемии коронавируса проект пришлось отложить еще на пять лет. Тем не менее паузу вот-вот отменят, и из всех представленных здесь регионов Тыва наиболее близка к соединению с рельсовой сетью страны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Горы Тывы (Тувы)
Wikipedia

Республика Алтай

Один из самых красивых регионов Сибири сейчас активно пользуется популярностью среди туристов, однако добраться сюда возможно только на самолете. Ближайшая железнодорожная станция находится в городе Бийске (Алтайский край), а дальше путешествие вглубь республики продолжается только на автомобиле. Основная проблема заключается в географии региона — гористой и сейсмоопасной, из-за чего строительство железной дороги является сложной инженерной задачей, даже практически невозможной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кстати, именно здесь расположена одна из самых красивых дорог России — Чуйский тракт.
Кстати, именно здесь расположена одна из самых красивых дорог России — Чуйский тракт.
Legion-Media

Ненецкий автономный округ

Северный регион, лежащий за Полярным кругом, также полностью лишен железнодорожного сообщения. Суровый климат, труднопроходимая тундра и отсутствие крупных промышленных центров делает строительство ж/д путей экономически сложным. Поэтому местные в основном используют для перемещения самолеты, сезонные зимники, реже — морской транспорт.

Поселок Бугрино на острове Колгуев, Ненецкий АО.
Поселок Бугрино на острове Колгуев, Ненецкий АО.
Wikipedia