Архитекторы и художники проектировали первые станции как дворцы для советского народа. Но зачем и почему? Отправляемся в путешествие — туда, где повседневность встречается с искусством.
Подземные дворцы: как и почему станции московского метро стали архитектурными шедеврами

С чего все началось
Идею о строительстве метро в Москве поднимали еще в конце XX века, но всегда что-то мешало. В январе 1931 года транспортный коллапс парализовал столицу, и стало понятно, что без подземного транспорта не обойтись.
Выдвигая идею строительства, ЦК партии указывал, что станции советского метрополитена должны быть «по своей отделке и архитектурному оформлению — подлинными подземными дворцами, чтобы под землей — на станциях и в поездах — пассажир метрополитена дышал таким же чистым воздухом, как и на поверхности земли».
Накануне запуска Лазарь Каганович сказал, что задача метро как сооружения — «поднимать дух человека, облегчать жизнь, доставлять ему отдых, удовольствие». Задумка была простой: когда рабочий, покинув общежитие, комнату в коммуналке или корпус завода, спускался в метро, там его ждало визуальное великолепие — гранит и мрамор, дорогая бронза, редкая смальта и самоцветы. А условная плата за проезд будто подчеркивала, что подземные шикарные дворцы — достояние всего советского народа, которым он может свободно пользоваться. Метро одновременно решило транспортные проблемы и стало символом новой культуры для народа.
«Красные ворота»
- Открытие: 1935 год
- Архитекторы: И.А. Фомин, Н.Н. Андриканис
«Красные ворота» открыли в составе первой очереди «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская». Это первая станция глубокого заложения в Москве, поэтому она стала эталоном при последующем строительстве. Проектировку консультировал американский инженер Джордж Морган, который всерьез опасался делать ее трехсводчатой. Он боялся, что третий свод просто не выдержит давления сверху. Его не послушали — опасения были напрасны.

В оформлении — идея лаконизма и монументальности «пролетарской классики». В этом и есть уникальность «Красных ворот»: создатели нашли идеальные пропорции всех элементов. Чтобы пилоны не казались массивными, их визуально разделили на три части. Кроме того, и сами пилоны, и боковые элементы напоминают очертания ворот — все подчинено единому образу.
Цветовая гамма станции тоже не случайна: бежево-красный отсылает к историческим Красным воротам, которые когда-то стояли наверху. Архитектор мечтал облицевать стены уральским порфиром, но материал оказался слишком твердым. Поэтому взяли грузинский красный мраморизованный известняк и желтый крымский «биюк-янкой». Получилось эффектно, но оценили не все современники. Создатель Мавзолея архитектор Щусев сказал: «Что можно сказать об этом проекте? Он сделан большим мастером, но производит впечатление говядины».


Отдельного внимания заслуживает наземный вестибюль. Он сделан по эскизам главы Ассоциации новых архитекторов Ладовского в виде четырех полуокружностей, уменьшающихся к центру. Знаменитый Ладовский был авангардистом, поэтому в те времена его работы уже не получали одобрения от руководства, и в крупные проекты его не приглашали. Но все-таки ему повезло с вестибюлем «Красных ворот» — он стал одним из символов Московского метро.
«Маяковская»
- Открытие: 1938 год
- Архитектор: А.Н. Душкин
«Маяковскую» открыли в 1938 году в составе второй очереди. Она стала настоящим прорывом в инженерной мысли — здесь впервые применили авиационную сталь вместо привычного тогда железобетона.


Архитектор Алексей Душкин, автор знаковых проектов вроде «Кропоткинской», решил придать станции воздушности, оформив подземное пространство легкими металлическими опорами, которые плавно переходят в парусные своды. Это позволило создать просторный и светлый подземный зал, что стало новаторским для своего времени.

Нержавеющая авиационная сталь заключена в оправу из уральского камня орлеца и садахлинского мраморовидного известняка. Пол станции выложен мраморным орнаментом из трех сортов камня: желтоватый «ганзан», красный «салиети» и оливково-черный «садахло». Особую художественную ценность представляют мозаичные панно художника Александра Дейнеки, встроенные в потолочные кессоны. Их 34, и они рассказывают о буднях советской авиации и посвящены советскому небу. Мозаики размещены в купольных нишах, что позволяет увидеть их только при целенаправленном желании.
«Площадь Революции»
- Открытие: 1938 год
- Архитектор: А.Н. Душкин
Еще один проект архитектора Душкина. Он создал станцию как пилонную трехсводчатую с 18 арками, но его замысел был нарушен: вместо «легких» барельефов в арках появились массивные бронзовые скульптуры Матвея Манизера. Фигуры изображают этапы СССР от Октябрьской революции до 1937 года, от героев Гражданской войны до матерей с младенцами. Критики отмечали, что тесные своды заставили героев «присесть», а в народе шутили: «Здесь весь советский народ или сидит, или стоит на коленях». Душкин тоже критиковал решение.

Но галерее из 76 скульптур было суждено стать визитной карточкой, ради которой сюда приезжают туристы со всего мира, и войти в городской фольклор. Многие верят, что фигуры исполняют желания. Главное — знать, как попросить.


Центральное пространство станции декорировано двумя рядами лаконичных плафонов и тонкими перекрещивающимися линиями на сводах, которые имитируют лучи прожекторов. Пилоны облицованы оливково-черным мраморовидным известняком «давалу», арки — красным «шроша», путевые стены — серым уфалейским мрамором.
«Новокузнецкая»
- Открытие: 1943 год
- Архитекторы: И.Г. Таранов, Н.А. Быкова
«Новокузнецкая» стала памятником военной эпохи. Первоначально ее хотели назвать «Климентовский переулок», затем — «Ново-Кузнецкая», окончательное имя закрепилось позднее. Станцию возводили в 1941–1943 годах, в разгар боевых действий.

Ходят мифы, что мраморные скамьи с изящными завитками взяты из разрушенного Храма Христа Спасителя. Это легенда — их сделали для «Новокузнецкой». Как и другое украшение — мозаики художника Владимира Фролова по эскизам Дейнеки с изображением советских тружеников. Мозаики создавались в блокадном Ленинграде: истощенный Фролов завершал работу при свете керосиновой лампы. В январе мастер лично проследил за их погрузкой в машины, а уже в начале февраля он скончался от голода. Панно вывезли из города по «Дороге жизни».



Станция посвящена героям войны: на щитах над скамьями — надписи в честь защитников городов, барельефы изображают полководцев — от Александра Невского до Кутузова. В наше время «Новокузнецкая» состоит как бы из двух частей — старой и новой, которые отличаются. Новая часть станции появилась в 1970 году со строительством перехода на Калужско-Рижскую линию. Ее пилоны отделаны армянским розоватым мрамором «Агверан».


«Старая» часть напоминает античную архитектуру. Арки пилонов декорированы цельными блоками прохорово-баландинского мрамора, а на полу перед каждой скамьей выложен уникальный декоративный орнамент из разных сортов мрамора и гранита. В центре зала установлены бронзовые светильники-торшеры, отделанные зеленым узбекским офиокальциитом и грузинским красным мрамором.

«Новослободская»
- Открытие: 1952 год
- Архитекторы: А.Н. Душкин, А.Ф. Стрелков
«Новослободская» стала последней из пяти станций метро, спроектированных Алексеем Душкиным. Она окончательно сделала его одним из самых известных архитекторов Сталинской эпохи.

Изначально станция должна была называться Ботанический сад. Это возможное название подарило Душкину идею — украсить нижний вестибюль изображениями фантастических цветов. Архитекторы смогли создать пилонную станцию глубокого заложения, которая переносит пассажира в воздушный сказочный мир.

В центре каждого пилона, облицованного светлым уральским мрамором, — цветной светящийся витраж. Всего их 32. Сочетание разноцветных стёкол образует образы звезд, цветов, растений. Внутри витражей — небольшие медальоны с людьми разных профессий. По задумке архитекторов освещение станции проходило не только через лампы, но и через витражи. Для их создания хотели привлечь знаменитую Веру Мухину, но в итоге эскизы доверили художнику Павлу Корину, чьи работы также есть на «Комсомольской». Источником вдохновения для него стали старинные парчовые ткани.

Ему же принадлежит и другое украшение — смальтовое панно «Мир во всем мире» на торцевой стене. Оно изображает мать с младенцем, который тянет руки к голубю. По слухам, Корин взял за прообраз жену архитектора Душкина. Кстати, в первоначальном варианте женщина была босая. Сандали пришлось добавить после высказывания Хрущева: «Что, у нас в стране людям обуви не хватает?».

Наземный вестибюль по проекту Стрелкова построен в стиле античной храмовой архитектуры. Шесть колонн, круглые в центральной части и две квадратные по краям, выполнены из мрамора.

«Комсомольская», Кольцевая линия
- Открытие: 1952 год
- Архитектор: А.В. Щусев
«Комсомольская» Кольцевой линии — грандиозный памятник советской эпохи. Архитектор Щусев задумал станцию как «ворота Москвы» — место, где каждый приезжий сразу чувствует величие города. За нее он получил Сталинскую премию.


Вместо массивных пилонов архитектор использовал два ряда стройных восьмигранных колонн, облицованных светлым мрамором для ощущения простора и торжественности. В освещении — бронзовые люстры и скрытые карнизные светильники, мягко подсвечивающие свод.

Главное украшение станции — потолок с пышными лепными орнаментами, которые обрамляют восемь мозаичных панно. Все они принадлежат художнику Павлу Корину, как и витражи «Новослободской».


Оформление посвящено триумфу СССР в Великой Отечественной войне. В центре композиции — цитата из речи Сталина 1941 года, в которой он призывал солдат вдохновляться подвигами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова.


«Комсомольская» стала олицетворением сталинского ампира — стиля, сочетающего монументальность с дворцовой роскошью. Даже сегодня она остается одной из самых впечатляющих станций московского метро, а проходя через ее зал трудно не замедлить шаг.
