Герой России, кандидат медицинских наук и космонавт Олег Котов провел на орбите почти два года и уверяет: «Космос — это не экстремум, а монотонность. Не перегрузка — а выносливость». В интервью для книги «Дыхание» — от кандидата медицинских наук Максима Калтыгина — он объяснил, как работает дыхательная система в космосе и почему без понимания этих механизмов человек не выживет за пределами атмосферы.
Наука выживания в невесомости: как дышать в космосе и чем опасен воздух на МКС

Почему у космонавтов нет дыхательных практик
Несмотря на то, что дыхательные методики концентрации и релаксации — модный инструмент борьбы со стрессом на Земле, они не входят в обязательную программу подготовки космонавтов. В полете не нужны. Причина проста: перегрузки во время старта краткосрочны и не требуют отдельной дыхательной саморегуляции.
А вот гипоксические тренировки — часть обязательной программы. На них космонавты учатся укрепляющему или регуляционному дыханию, которое помогает переносить гипоксию, повышает выносливость, работоспособность, активизирует резервы организма.
Гипоксические тренировки могут проводиться как пассивно, так и активно:
- Активная тренировка. Вы выполняете физическую нагрузку: велосипед, бег, ходьба в горку на беговой дорожке, гребной тренажер и прочее в условиях гипоксии. Высота может оставаться одинаковой на всем протяжении тренировки или меняться (в режиме интервальной тренировки).
- Пассивная тренировка. Вы сидите, спите, ведете умственную работу (например, решаете примеры) в гипоксической палатке (комнате) в течение определенного времени. Или дышите через гипоксикатор в условиях покоя.

Дыхание на МКС и в открытом космосе
На МКС концентрация углекислоты выше, чем на Земле. Это вызывает неприятные ощущения. На Земле углекислый газ тяжелее, он уходит вниз — мы дышим за счет этого. На МКС нет гравитации, нет массового переноса конвекционных процессов, поэтому постоянно работает вентиляция. Но на станции есть зоны затенения, где системы очистки воздуха работают слабее и углекислого газа больше. В такой зоне чувствуется сонливость, головная боль.
«Например, если открыть панель или шкаф со слабой вентиляцией, не взяв с собой простой вентилятор или не подтянув воздуховод, забраться по пояс, заработаться там или долго искать какой-то инструмент, ты быстро используешь кислород вокруг себя, а вокруг "надышишь" углекислый газ. Получится воздушная капсула: как будто на голове невидимый полиэтиленовый мешок. Отравление происходит очень быстро, начинаются гипоксия и гиперкапния — можно потерять сознание», — объясняет космонавт.
В открытом космосе космонавты дышат чистым кислородом под давлением в 200 мм рт. ст. В скафандре атмосферное давление ниже земного, СО₂ отсутствует вовсе. И достаточно разреженный воздух. Голос в такой атмосфере меняется, становится выше модуляция.
Как меняется дыхание при тренировках на МКС
Атмосфера, если не считать небольшой повышенной концентрации СО₂, на МКС земная. Физические упражнения вызывают учащение дыхания, повышается глубина дыхания, сердце сокращается чаще.
«У нас есть беговая дорожка, велоэргометр, силовой тренажер, эспандер. Чем больше нагрузка, тем больше потеешь, тем глубже и тяжелее дышишь», — рассказывает космонавт.

Быт космонавта, или Чем пахнет станция
На МКС пахнет подвалом. Погребом. Влажный воздух с плесенью — гаражный или подвальный, спертый. Станция не проветривается, а на ней подолгу живут люди. Биологическая очистка старается убрать запахи, но все равно не справляется. Объем помещения небольшой, а в нем летают 6-7 человек. Микрофлора активно развивается, за панельной переборкой плесени очень много — и с ней тяжело бороться.
«Поэтому, когда приходит новый корабль, грузовик, туда залетаешь с удовольствием, там такой свежий воздух — травой пахнет, обоняние обостряется! Например, если привезли яблоки, апельсины, вся команда собирается подышать, поностальгировать, перед тем как поместить туда воздуховод и замешать атмосферу со станцией», — рассказывает Олег Котов.
По мотивам интервью с Олегом Котовым из книги «Дыхание» (издательство МИФ, 2025).
