Начнем издалека (но коротенечко). В далеком 1751 году французский ученый Шарль Мари де ла Кондамин обнаружил на территории Эквадора странную смолистую массу темного оттенка. Это был каучук — природный полимер, обладающий уникальными свойствами эластичности и водонепроницаемости.
Не все идеи Генри Форда были гениальными: история о том, как предприниматель хотел построить город на Амазонке

До 1876 года он рос только на территории Южной Америки, преимущественно в долине Амазонки. Пока британец Генри Уикхэм не решился организовать одно из самых крупных ботанических ограблений в мировой истории: под видом научного исследования он собрал около 70 000 семян каучукового дерева в Бразилии и отправил их в Королевские ботанические сады Кью в Лондоне.

Оттуда ростки были отправлены в британские колонии Азии — на Цейлон, в Индию, Яву. Там растения не то, что прижились, они разрослись! Климатические условия в этих колониях настолько были идеальными для выращивания каучуконосов, что вскоре Великобритания стала мировым монополистом каучука.
Но Генри Форду это не нравилось
В 1920-е годы производитель автомобилей всерьез задумался: а чего это он должен платить баснословные деньги за азиатский каучук для производства шин, если можно, например, выкупить земельный участок в Амазонии, построить целый город и там же добывать каучук. Так появилась Фордландия.
В голове Форда все складывалось идеально. В тропическом лесу в бразильском штате Пара он хотел возвести высотные здания, больницу, развлекательный центр, впоследствии — школу, чтобы жителям и по совместительству сотрудникам завода было комфортно проживать в таких условиях.

К тому же, Фордландия расположилась вдоль реки Тапажос — крупного притока Амазонки. Она находилась на возвышенности, а значит, в сезон дождей не выливалась из берегов. Это плюс. Но вот в сухой сезон воды в ней становилось так мало, что кораблям, перевозившим материалы, необходимые для начала строительства, было трудно добраться до города. Материалы поступали медленно, а с рабочих, и без того напряженных из-за ограниченного рациона и запрета на алкоголь, требовали результат.
Тысячи людей были наняты для того, чтобы вручную расчистить миллионы гектаров земли от лишней растительности и ядовитых змей, высадить ряды каучуковых деревьев и возвести сотни построек.
Форд считал себя гением: никто ранее не додумывался до того, чтобы основать здесь целые каучуковые плантации. Точнее, это он так думал. Местное же население прекрасно знало, что монокультуры в Амазонии не приживаются. Вредители и болезни моментально распространялись между растениями, посаженными близко друг к другу. Без биоразнообразия, которое защищало бы каучуковые деревья, плантацию поразил грибок и нашествие гусениц.
Тем временем терпение рабочих заканчивалось. Они страдали от болезней, недоедания, тяжелых условий труда, укусов змей и летучих мышей. Желая сэкономить время и силы, кто-то додумался до того, чтобы огнем расчистить заросшую территорию. И это привело к одному из крупнейших рукотворных пожаров в тропических лесах. Фордландия фактически сгорела. Но существовать не перестала.

Форд так и не посетил город, названный в его честь. На протяжении десятилетий его население составляло менее 100 человек, но в последнее время территорию стали все больше заселять. По состоянию на 2017 год, в городе проживало около 3000 человек.