За пятилетний период, с 2017-го по 2022-й год, продажи электромобилей выросли с 1 млн до более чем 10 млн единиц. Эта динамика резко контрастирует с предыдущими пятью годами (2012–2017 гг.), когда продажи увеличились с около 100 тыс. до 1 млн, что подчеркивает экспоненциальный характер роста.
Рынок электромобилей в России: эксперт рассказал, что нам мешает пересесть на экологичный транспорт

В сценарии достижения нулевых выбросов, описанном IEA, к 2030 году электромобили будут составлять около 65% от всех продаж автомобилей.

Какая ситуация на российском рынке?
Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», по итогам прошлого года в России было реализовано 17 805 новых электрокаров. Этот показатель более чем на четверть (+26,4%) превосходит уровень 2023 года (14 089) и является рекордным.
В то же время эксперты отмечают, что темпы роста российского рынка электромобилей заметно сократились. Для сравнения: в 2023 году их продажи выросли в 4,7 раза (к 2022-му). В связи с этим доля электрокаров в общем объеме реализации новых легковых машин снизилась с 1,3% (в 2023-м) до 1,1% (в 2024-м).
Что сегодня мешает развитию рынка?
Одна из самых острых проблем, стоящих перед сектором электротранспорта, — это отсутствие надежной и доступной зарядной инфраструктуры. Узким горлышком в развитии электротранспорта сейчас являются не производство новых машин и не батареи, а именно доступность зарядной инфраструктуры. Это включает в себя ограничения по мощности в большинстве стран мира, особенно в Европе.
Сложность в развертывании зарядных станций заключается в том, что во многих крупных городах существующие устаревшие сети не справляются с масштабом необходимой новой инфраструктуры.
Кроме того, зарядных станций просто недостаточно: в удаленных от крупных городов территориях тянуть для них сети – дорого и нецелесообразно. Такая проблема наблюдается по всему миру. Попробуйте в Штатах доехать на электромобиле из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас, или доехать до Гранд-Каньона. У вас не получится сделать это, просто потому что по дороге нет зарядных станций для электромобилей. То же самое и в России: доехать на электромобиле из Новосибирска до Алтая будет проблематично. И проблема не в том, что нельзя построить зарядные станции, а в том, что для них просто не хватает мощности.

Какое есть решение?
Одно из решений – строительство автономных солнечных зарядных станций. Такие станции будут обеспечивать электромобилям прямую подзарядку от солнца. Таким образом, для обеспечения этой станции энергией не нужно тянуть километры проводов и добавлять нагрузки на и без того перегруженные сети. Установленные солнечные панели на крыше станции станут источником питания для зарядки электрокаров. А батареи и современные системы хранения энергии позволят заряжать электротранспорт и в ночное время.
Еще одно решение проблемы зарядной инфраструктуры электромобилей — строительство специальных парковок с солнечными панелями Solar Carports. Такие навесы из солнечных панелей, производящих энергию, можно устанавливать на парковках офисов, торговых центров и промышленных объектов.

В этом сегменте наблюдается устойчивый тренд — все больше компаний используют солнечные навесы не только для создания теневых парковок для сотрудников и клиентов, но и для выработки чистой энергии, снижая операционные расходы и демонстрируя приверженность устойчивому развитию.

Солнечные станции — новая нефть
Точно так же, как нефтегазовые компании сто лет назад обеспечивали рост индустрии бензиновых автомобилей и в итоге создали триллионную отрасль, сегодня компании вроде Neosun Energy решают основную проблему развития электротранспорта — создание зарядной инфраструктуры. Эту тенденцию подтверждает и неоспоримый факт – сегодня в отрасль возобновляемых источников энергии инвестируют даже такие нефтяные гиганты, как BP, Total, Shell. Все потому, что эти компании также понимают, что прогресс не остановить.
Все просто: эти компании, продавая энергию для зарядки автомобилей, могут зарабатывать в разы больше, чем с продажи бензина. В этом ключе для таких организаций сейчас гораздо более выгодно поддержать развитие зарядной инфраструктуры электротранспорта и в том числе солнечную энергетику.
Переход на солнце и ветер сегодня – глобальный тренд, в том числе для такой огромной отрасли электротранспорта. Не только потому, что это экологичная история. В первую очередь, это выгодно и для владельцев зарядных станций, и для владельцев электрокаров.