Александр Грек: Андрей, меня удивило, что под капотом Авито — целый набор мощнейших ИИ-технологий. Это правда? И если да — чем они занимаются?
2026: от рекомендаций до ИИ -агентов

Андрей Рыбинцев: Верно. Сервисы с использованием технологий ИИ внедрены в Авито уже больше 10 лет. Начнем с главного: у нас есть движок рекомендаций, который работает настолько круто, что люди залипают в ленте объявлений, как в коротких видео в соцсетях. От 40 до 60% сделок на платформе (в зависимости от категории) проходит именно благодаря рекомендациям. Наша рекомендательная система работает по принципу дейтинг-сервиса: она создает идеальные совпадения между покупателями и продавцами, анализируя совместимость запросов и предложений. Этот умный мэтчинг основан на ИИ-алгоритмах, которые обрабатывают огромные массивы данных: на платформе размещено более 240 млн активных объявлений — почти по два объявления на каждого жителя России. И весь этот колоссальный объем контента проходит автоматическую модерацию с помощью искусственного интеллекта. Со своей стороны, хочу спросить, какие громкие кейсы в сфере внедрения ИИ в электронной коммерции наиболее заметны на рынке?
Александр Грек: Сервис Deep Brew у Starbucks. ИИ предсказывает заказы на основе погоды, локации, истории покупок и генерирует персонализированные акции, например, «Ваш латте со скидкой 20% в дождь». Компания утверждает, что это принесло ей $2,5 млрд дополнительной выручки. А как строятся рекомендации у вас?
Андрей Рыбинцев: Предположим, к нам приходит новый пользователь, про которого мы ничего не знаем. Но стоит ему сделать два-три действия, и становится понятно очень
многое. У нас собирается гигантская аналитическая база, которая позволяет отслеживать, как аудитория взаимодействует с платформой— мы обрабатываем около 40 миллиардов кликов в день, и на основе этого у нас накоплено огромное количество закономерностей. Уже после нескольких кликов понятно, что человеку может быть интересно, и поэтому мы можем предложить ему именно те рекомендации, которые его зацепят. А как развивается рекомендательный ИИ в медиа? Формирует ли он ленту рекомендаций и предвосхищает потребности, например, в конкретных темах?
Александр Грек: Это наша мечта. Кто первым внедрит такую систему, тот сразу станет лидером рынка. Ей остается добавить еще ИИ-редакторов, которые мгновенно писали бы статьи на эти темы. Кстати, о внедрении ИИ-агентов. Не приведет ли это к тому, что через пару лет мой ИИ-агент будет торговаться с ИИ-агентом продавца вообще без людей?
Андрей Рыбинцев: Задача про двух агентов идеально ложится в нашу философию. Как я говорил выше, почти все вопросы кто-то задавал до вас, и система это знает. Например, у нас уже работает ассистент продавца, который отвечает на самые распространенные вопросы. Информацию для них он находит в объявлении: уточнит размер, состояние, доступность товара и т.д. Правда, заключать сделки мы ему пока не доверяем. Но ответить на все вопросы, которые приведут к сделке, он может.

Александр Грек: Это со стороны продавца. А что с покупателем?
Андрей Рыбинцев: У покупателей свой набор проблем. Они не всегда точно понимают, что хотят купить, и им требуется помощь в выборе. А это лучше делать в форме диалога: так определить, что тебе нужно, гораздо проще. Например: «Я хочу игровой ноутбук». – «А в какие игры ты будешь играть? Станешь ли носить ноут с собой или он будет всегда включен в розетку? Какой экран тебе нужен? Сколько у тебя денег на это есть? Готов ли ты купить б/у или только новый?» Такого ассистента мы тоже разрабатываем, вот прямо сейчас тестируем его в нескольких категориях. Тренд на диалоговый интерфейс сложно отрицать — достаточно посмотреть на рост популярности ChatGPT, у которого уже около миллиарда еженедельных пользователей.
Александр Грек: Предположим, что наш разговор продолжается в 2026 году...
Андрей Рыбинцев: Летом 2026 года мы, скорее всего, сможем посоветовать пользователю, например, запчасти для машины, даже если он приобрел ее не на Авито. Мы сумеем определить это по косвенным признакам, по истории взаимодействия — конечно, обезличенной. На этом-то и работает магия персонализации: мы понимаем, что показывать человеку, а что нет. Скорее всего, ИИ-ассистент будет работать так: ты приходишь и говоришь: «У меня что-то сломалось», а мы максимум уточним: «В той машине, на которой ты ездишь?»
Александр Грек: А как попасть к лучшему продавцу?
Андрей Рыбинцев: Наш искусственный интеллект развивается с 2014 года. Тогда никакого генеративного ИИ еще не было, но уже учитывалось поведение продавца на платформе. Чем лучше продавец коммуницирует с покупателями и выполняет правила площадки, тем выше его объявление в выдаче. Со временем мы поняли, что некоторые продавцы просто не понимают, что именно делают не так. Это подтолкнуло нас к созданию системы «Уровень сервиса», которая не просто оценивает действия пользователей, но дает им конкретные советы. И вот тут начинается магия: мы помогаем продавцам расти и улучшать сервис, а покупатели получают именно то, что им нужно!
Александр Грек: Можешь вспомнить какой-нибудь из самых интересных экспериментов с ИИ в Авито?
Андрей Рыбинцев: Конечно, A-Vision. Мы сделали мультимодальную модель, которая по фотографии помогает сгенерировать объявление, заполняет параметры и создает описание. Профессионалы способны написать очень хорошее продающее объявление, а вот частные пользователи — не всегда. Тут наша нейронка вступает в игру, позволяя создать качественный текст. Интересно, что само объявление нейросеть сейчас в среднем пишет прекрасно, но с заголовками, которые действительно цепляют, лучше справляются люди. Наверное, ИИ еще не научился придумывать заголовки, которые бы останавливали взгляд. А как ты считаешь, ИИ изменит создание контента?
Александр Грек: Уже изменил. Значительная часть новостей и изображений, особенно на сайтах, сейчас создается генеративными сетями, что сокращает объем работы редакторов и иллюстраторов. Как думаешь, не оставит ли нас ИИ без работы?
Андрей Рыбинцев: Мой любимый вопрос. С самого начала внедрения ИИ наша команда строила систему на принципе усиления человека технологиями, а не его замены. Например, алгоритмы автоматической модерации взяли на себя рутинные операции и стандартные задачи: сегодня 99% контента обрабатывается ИИ, и только 1% самых сложных вопросов передается модераторам для экспертной оценки. Если бы не алгоритмы, нам пришлось бы нанять на 100 тыс. больше сотрудников, чтобы справиться с таким объемом.
Именно в этом я вижу настоящую ценность ИИ: технология расширяет возможности человека, позволяет достигать большего. Но человеческое мышление с его способностью адаптироваться, находить нестандартные решения и проявлять гибкость остается незаменимым. Мы создаем симбиоз, где каждый делает то, что умеет лучше всего.