Ан-24: что известно о региональном турбовинтовом самолете, изменившем авиацию

24 июля 2025 года самолет Ан-24 с 49 людьми на борту потерпел крушение в нескольких километрах от города Тында, Амурская область — рассказываем, что вообще известно об легендарном советском авиалайнере.
Екатерина Николаева
Екатерина Николаева
Редактор сайта TechInsider.ru
Ан-24: что известно о региональном турбовинтовом самолете, изменившем авиацию
Wikipedia
Год выпуска разбившегося в Амурской области Ан-24 — 1976. Ему было 49 лет, установленный срок экспулатации на десяток лет больше.

Ан-24 был создан для работы на местных авиалиниях и стал знаковой моделью для региональной авиации благодаря способности совершать полеты с грунтовых и малых аэродромов, а также долговечности и экономичности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История проекта

В конце 1950-х годов ОКБ имени А. К. Антонова приступило к разработке нового самолета — Ан‑24. Он должен был заменить изношенные поршневые Ил‑14 на коротких линиях и перевозить пассажиров с эквивалентной нагрузкой 4 тонны на расстояние до 2600 км.

Свой первый самолет совершил в скором времени: 20 октября 1959 года. Затем в течение трех лет он проходил различные испытания и 31 октября 1962 года принял на борту первых пассажиров. В том же году началось серийное производство и велось по 1979 год — всего было собрано 1363 машин, на сегодняшний день до сих пор в эксплуатации находится меньше сотни.

Ан-24
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конструкция и характеристики

Ан‑24 — высокоплан с двумя турбовинтовыми двигателями AI‑24A мощностью 2 550 л. с. каждый, оснащенными четырехлопастными АВ-72 пропеллерами диаметром 3,9 м.

  • Летный экипаж — 3-6 человек;
  • Пассажировместимость: 52 человек максимально;
  • Масса пустого Ан-24 —13,4 т;
  • Длина — 23,53 м;
  • Размах крыла — 29,2 м;
  • Высота — 8,32 м;
  • Крейсерская скорость — до 460 км/ч;
  • Дальность полета — до 2 400 км при полном баке, либо до 700 км с максимальной загрузкой.

Ключевым преимуществом конструкции была способность работать с простых, зачастую грунтовых полос — высокий клиренс, высокоплан, минимальные требования к инфраструктуре. За счет таких характеристик Ан‑24 стал рабочей лошадкой региональной авиации СССР.

На базе Ан‑24 было произведено свыше 40 модификаций — от первого серийного варианта до китайского Xian Y-7.

Крупные катастрофы

К сожалению, крушение 24 июля не единственное, произошедшее с Ан-24. По информации портала Aviation Safety Network, всего с 1962 по 2024 год было зафиксировано 269 инцидентов с его участием, 98 из них со смертельным исходом: в общей сложности погибло 2256 человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая катастрофа случилась 20 марта 1965 года, в ней погибли 43 человека, четверо выжили. По данным следствия, причиной аварии стала ошибка пилота: самолет авиакомпании «Аэрофлот» при посадке в аэропорту Ханты-Мансийска не долетел до ВПП, приземлился на снег и проехал по нему около семи метров. После чего АН-24 врезался в снежный бруствер и развалился на части.

Крушение Ан-24 в 1965 года
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

16 июля 2005 года произошла самая крупная по числу жертв авиакатастрофа. Ан-24Б, принадлежавший авиаперевозчику Equatorial Express Airlines, совершал полет по маршруту Малабо — Бату и вскоре после взлета исчез с радаров. Самолет нашли на склоне горы в лесистой местности. Расследование показало, что воздушное судно зацепилось за высокие деревья, в результате чего пилот не справился с управлением. При этом пассажиров на борту было больше положенного: 54 при максимальной вместимости 52 человека, плюс на рейсе работало 6 членов экипажа. Выживших не оказалось.