На прошедшем недавно форуме Airbus Summit концерн представил свое видение гражданской авиации будущего, на несколько поколений самолетов вперед. Среди ключевых направлений было названо создание большого авиалайнера с электродвигателями, работающими на топливных элементах. Вместе с тем в компании не собираются отказываться от авиатоплива и надеются повысить экономичность таких полетов еще на 20–30%. Добиться этого планируют за счет использования новых композитов, еще более прочных и легких, и усовершенствованных реактивных двигателей.
Золото из металла, поездка на «ноутбуке» и дом из труб: самые необычные открытия и изобретения

Внешний контур

Уже сейчас совместно с CFM International прорабатываются две такие системы, включая довольно радикальный вариант двигателя без гондолы, с открытым вентилятором. Это позволит использовать очень большие лопасти — в разы длиннее, чем обычно. Они резко усилят течение воздуха во внешнем контуре — поток, который создает большую дополнительную тягу, обтекая сам двигатель и не проходя через камеру сгорания. По словам Airbus, степень двухконтурности (отношение расхода воздуха во внешнем и внутреннем контурах) здесь достигнет 60 против 10–12 у современных двигателей.
Гипершаттл
Американская компания Stratolaunch объявила, что осенью 2024 года и весной 2025-го провела испытательные старты экспериментального гиперзвукового аппарата Talon-A2. Взлетев из-под крыла самолета-носителя Roc, Talon-A2 достиг скорости более 5 Маха, после чего благополучно приземлился на авиаполосу. Внешне аппарат напоминает космический шаттл с планером длиной 8,5 м и двигателем Ursa Major тягой 5000 фунтов. Других деталей не раскрывают: проект реализуется в рамках программы MACH-TB Министерства обороны США.

Пустое колесо
Безвтулочный электрический байк Verge TS Pro продемонстрировал впечатляющую производительность, за 24 часа добравшись от Монако до Мадрида, преодолев почти 1400 км. Если учесть, что пробег TS Pro на одной подзарядке составляет около 350 км, можно подсчитать, что часть времени была потрачена на смену аккумуляторов.

Тем не менее такое достижение остается редкостью для электробайков и уникально для байков без втулки. Эта особенность TS Pro сразу бросается в глаза: заднее колесо мотоцикла словно висит в воздухе. Электродвигатель встроен прямо в его обод, позволяя избавиться от системы передач, цепи и т.п., а значит, снизить вес, упростить и удешевить всю конструкцию. Правда, последнее — только в теории: доступным по цене TS Pro не назовешь. Модель производится в Финляндии и продается за 30 тысяч долларов, более мощная версия TS Ultra обойдется еще дороже.
Поездка на ноутбуке
Первые модели Walkcar — необычного средства личного транспорта, напоминающего ноутбук на колесиках, 000 появились на улицах еще 10 лет назад. А теперь японский стартап Cocoa Motors представил новые версии — WalkCar 2 и 2 Pro.

Их корпус выполнен уже не из алюминия, а из более прочного углеволокна, выдерживая вес до 80 кг. За счет большей подвижности колес радиус разворота на 360° уменьшился; к тому же старшая модель быстрее — она способна развивать скорость до 15 км/ч. Кроме того, улучшенная подвеска снижает вибрации на бугристом покрытии. Но принцип управления остался прежним — давление стопами на колеса: два передних — газ, два задних — тормоз, одно из передних — поворот.
С видом на лес
Спутник дистанционного зондирования Земли ESA Biomass вытянул 7,5-метровую штангу и раскрыл 12-метровую антенну на ее конце. Критически важная операция прошла благополучно, и уже вскоре аппарат представил первые полезные результаты. Внушительная антенна позволяет вести радарные наблюдения за лесами планеты, измеряя количество углекислого газа непосредственно над ними.

Это помогает отслеживать глобальный круговорот углерода, скорость роста и объемы лесной биомассы. Теоретически Biomass способен сканировать территорию между 75° северной широты и 56° южной, но на большей части этого пространства ему придется отключать радар, чтобы не мешать работе оборонных систем.
Поле над кольцом
Телеканал «Наука» объявил финалистов фотоконкурса «Снимай науку!». В шорт-лист вошла 71 работа из 1000 присланных кадров. Тематические направления были заданы номинациями «Люди в науке», «Микроизображения», «Нефото», «Серии», «Наука вокруг», «Природа», «Космос» и «Политехника».

На фото — работа Михаила Грибкова из категории «Нефото» под названием «Магнитное поле над кольцом». Это результат расчета горизонтальной компоненты магнитного поля над кольцом в эксперименте с использованием сканирующего электронного микроскопа.
Дом труб
Архитектурное бюро Kwk Promes спроектировало офисное здание для польской компании Gambit. И уже по фасаду видно, что здесь работает дистрибьютор труб для подземных коммуникаций. Впрочем, попытки использовать настоящие трубы строителям не удались: эксперименты показали, что их нельзя оставлять под открытым солнцем, они деградируют под действием УФ-лучей и не удовлетворяют требованиям безопасности. Поэтому архитекторам пришлось пойти на хитрость и покрыть каменные стены алюминиевыми панелями, скрученными в трубки. Их концы заделали, чтобы гуляющий внутри ветер не создавал неприятный свист.

Голливуд у нас дома
Компания Midjourney запустила генетатор видео по картинке. Модель V1 позволяет выбрать режим автоматической анимации или использовать в дополнение к базовой картинке текстовый сценарий. Кроме того, есть настройки виртуальной камеры — она умеет оставаться на месте или двигаться. Исходное изображение можно загрузить или сгенерировать прямо на платформе.

Пока доступно создание видео длиной около 20 с. Точнее, сначала нейросеть формирует пяти секундный ролик, а потом позволяет четырежды удлинять его примерно на 4 с. Уже на старте полученные результаты впечатляют качеством. Драконы жгут напалмом, принцессы пластичны, а котики очаровывают мимикой. Разумеется, Midjourney не первая компания, взявшаяся за подобную задачу. Она и в сфере работы с изображениями вышла на рынок позже многих. Но не будем забывать, что именно этот проект раньше всех научил AI не ошибаться с количеством пальцев на портретах.
Алхимия XXI века
Веками алхимика искали способы превращения металлов в золото, и в 2025 году это наконец удалось сделать физикам. Впрочем, разбогатеть таким путем сложновато: пока получено около 86 млрд ядер — порядка 29 миллионных грамма. И даже для этого потребовалось построить Большой адронный коллайдер (БАК), разогнать в нем ядра свинца до скорости 99,999993% от световой, а затем сблизить друг с другом так, чтобы они дестабилизировались, потеряв несколько протонов и нейтронов и превратившись в золото.

Более того, одновременно с драгоценным металлом появились и другие ядра, таллий и ртуть, причем в куда больших количествах. Весь процесс удалось наблюдать с помощью детектора ALICE еще в ходе второго запуска БАК, между 2015 и 2018 годом, однако анализ собранных тогда данных отнял еще несколько лет. Кажется, это не лучший способ озолотиться.