Ремни безопасности в автомобилях и самолетах просто необходимы. Согласно исследованиям, пристегнутый ремень безопасности в машине снижает вероятность гибели на 70%, а в самолетах они являются эффективным способом предотвратить травмы пассажиров, вызванные турбулентностью.
Почему в самолетах и машинах есть ремни безопасности, а в поездах их нет?

Однако тот факт, что ремни безопасности делают эти виды транспорта безопаснее, еще не означает, что они сделают такими же поезда. Естественно, эксперты проводили дополнительные исследования с целью изучить потенциальный эффект от установки ремней безопасности в поездах, и они показали, что недостатки перевешивают преимущества.
Вероятность ж/д-катастроф
Поезд — один из самых безопасных наземных транспортов. Да, аварии случаются, как, например, 4 июня 1989 года: тогда поезд, направляющийся из Новосибирска в Адлер, и второй состав, следовавший в обратном направлении, «встретились» и попали в зону утечки газа вблизи Уфы, в результате чего около полуночи прогремел мощный взрыв. Ударная волна практически мгновенно уничтожила два состава и вызвала сильнейший пожар, погибло (по одним данным) 575 человек. Это была крупнейшая железнодорожная авария в СССР.
Но, несмотря на подобные трагедии, статистика показывает, что поезда остаются одним из наиболее надежных способов передвижения. Количество смертей, связанных с личным транспортом, в 10 раз превышает число летальных исходов, связанных с общественным транспортом, а он включает в себя не только поезда, но и автобусы, трамваи, метро и другие виды.

Ремни «опасности» в поездах
Установка ремней безопасности в железнодорожном транспорте может, наоборот, стать причиной травм и даже смертей. Во-первых, в большинстве современных поездов сиденья расположены не так, как в самолетах или автобусах: часть повернута «лицом друг к другу», есть столики, купе. Если бы здесь были ремни, они создавали бы больше неудобств, чем пользы.
Во-вторых, во многих поездах предусмотрены стоячие места для пассажиров, а это значит, что невозможно установить ремни безопасности для каждого пассажира без существенного снижения вместимости поезда. Но даже если бы ремни безопасности были установлены во всех вагонах, не было бы простого способа убедиться, что пассажиры ими пользуются.
В-третьих, установка ремней безопасности требует значительных финансовых вложений. Самый простой и дешевый вариант — двухточечный поясной ремень, как в самолетах, но он не сможет должным образом защитить пассажиров в поездах, ведь они фиксируют лишь нижнюю часть тела, оставляя верхнюю свободной для резких движений вперед или вбок. Более безопасный трехточечный ремень, как в большинстве автомобилей, сложно установить на существующие сиденья в поездах, поэтому придется заменить всю внутреннюю инфраструктуру вагона.

Так что отсутствие ремней безопасности в поездах — не недочет, а продуманная инженерная особенность. Конструкторы делают ставку на прочность вагонов и системы торможения. Именно конструкция состава и пути — главные факторы, которые спасают жизнь пассажирам.