Умная дорога представляет собой самый обычный асфальт, но с оригинальной «начинкой»: из волокон льна инженеры изготовили ткань, в которую встроили тонкие проводники, диаметр которых меньше миллиметра. Эту «подстилку» укладывают под асфальт, и она в режиме реального времени фиксирует напряжение и все деформации в основном слое дороги.
Говорящий асфальт: дороги в Германии смогут самостоятельно сообщать о своих повреждениях


Все это обрабатывается искусственным интеллектом, инженеры в итоге видят скрытые повреждения и прогнозируют дальнейшую деградацию покрытия. То есть эта ткань – своего рода нервная система, которая моментально сигнализирует о каких-либо нарушениях, а инженеры принимают решение о необходимости повторного покрытия до того, как начнутся разрушения, приводящие к глобальному ремонту и долгому перекрытию дорог.
Испытания сенсорной ткани
Сенсорная ткань рассчитана на эксплуатацию в суровых условиях. Так, она спокойно выдерживает вес грузовых машин и асфальтоукладчиков, а ультратонкие датчики из-за своих сверхмалых размеров не деформируются во время эксплуатации дороги.

Пока ткань прошла тестовые испытания в промышленной зоне. Датчики успешно фиксируют все изменения сопротивления покрытия во время движения по нему автомобилей, данные передаются на измерительный блок, ИИ анализирует картину и выдает результат на панели управления.
В ходе испытаний ткань показала стабильность, устойчивость к смещению и скольжению, а ее структура под асфальтом сохранила свою целостность. Инженеры отмечают, что технология не продлит срок службы асфальта, но благодаря оперативным предупреждениям о деградации покрытия позволит службам срабатывать на опережение и расходовать меньше средств на содержание дорог.
В скором времени эту ткань планируют использовать уже на реальных городских дорогах.