Boeing — американский производитель авиационной, космической и военной техники, который с 1950-х годов выпускает известные сегодня на весь мир лайнеры «семисотой» серии. Airbus — европейский конгломерат, появившийся существенно позже, но сумевший завоевать значительную долю рынка благодаря своим инновационным разработкам и бизнес-стратегий и составить конкуренцию остальным компаниям. Lockheed Martin, Convair, British Aerospace, Fairchild Aircraft, Fokker — все они были буквально поглощены сегодняшними царями неба.
Короли неба: почему мы летаем в основном только Boeing и Airbus?

С чего начался Boeing
Компания Boeing была основана Уильямом Боингом в 1916 году (сначала она называлась The Pacific Aero Products Company, а спустя год была переименована в Boeing Airplane Company) и начала свой путь в авиастроении с самых первых дней развития авиации. Первым крупным и успешным пассажирским лайнером компании стал Boeing 247, выпущенный в 1933 году, который отличался революционными характеристиками своего времени: цельнометаллический корпус, шасси с убранными стойками, двигатели с наддувом и аэродинамические улучшения... С выпуском этого лайнера время перелета из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократилось до менее чем 20 часов.
Но настоящим прорывом стал Boeing 707, сошедший с конвейера в 1957 году. Принято считать, что именно тогда началась эпоха массового воздушного транспорта: лайнер позволил авиакомпаниям перевозить большее число пассажиров за более короткие сроки и меньшие траты, чем было ранее.

Дальше дела компании шли исключительно в гору: в середине 1960-х вышел Boeing 737 — самый продаваемый пассажирский самолет за всю историю, а в конце того же десятилетия был разработан первый в мире дальнемагистральный пассажирский самолет Boeing 747.
Вторая модель вообще долгое время значилась единственной, Boeing максимально доминировал на рынке, постепенно приобретая или поглощая конкурентов, например, McDonnell-Douglas и Lockheed. А потом появился Airbus.
Как родился Airbus
В 1960-х годах ни одна европейская компания не могла конкурировать с американскими гигантами — ни у кого просто не было достаточных средств. Все осознавали, что действовать в одиночку — не вариант, и в 1965 году представители ведущих компаний отрасли во Франции, Германии и Великобритании начали вести переговоры по поводу разработки среднемагистрального авиалайнера, рассчитанного на 300 пассажиров.
Вскоре после этого Великобритания отказалась от участия в проекте, а Германия и Франция заключили соглашение о создании консорциума Airbus Industrie. На календаре был декабрь 1970 года.
Первый же продукт нового альянса — среднемагистральный двухмоторный Airbus A300 — произвел настоящую сенсацию: он демонстрировал отличную топливную экономичность и эксплуатационную гибкость. А в 1984 году компания решительно взялась составлять конкуренцию, начав производство A320 — европейский аналог Boeing 737. И это при том, что консорциум уже нес серьезные убытки (по разным данным, они составили от 7 до 10 млрд долларов).

Путь к цели был долгим. В 1990-2000-х годах альянс решил продавать самолеты в убыток компании или с минимальной прибылью, а также начал разработку и производство самолета A380. Крайне рискованные шаги, которые могли бы привести к крупным потерям и даже банкротству входящих в состав альянса компаний, но именно за счет них Airbus смог занять то положение, на котором находится сейчас.
Почему у Airbus и Boeing нет конкурентов? И будут ли?
Основная и, по сути, единственная причина — это финансовая составляющая. Создать и запустить производственный цех для такого крупного продукта, как авиалайнер, просто слишком дорого. Кроме того, разработка и проектирование сложного воздушного судна могут занять десятилетия, а значит, любому новичку придется вкладывать капитал в течение многих лет (и, возможно, с убытками, как это делал Airbus), прежде чем он сможет рассчитывать на продажу — не говоря уже об ошеломительном успехе — своего продукта.
Несмотря на это, бразильская компания Embraer и китайская Comac все еще производят собственные самолеты и пытаются отвоевать долю рынка у «королей неба». Однако в ближайшие годы дуополия вряд ли разрушится. Барьеры слишком высоки, а авиакомпании не готовы рисковать, выбирая неопробованные модели.