Власти Москвы оборудуют строительные площадки датчиками шума и камерами видеонаблюдения, а девелопер элитной недвижимости Sminex разработал комплексный подход к шумоизоляции в квартирах без отделки.
Самый дефицитный ресурс Москвы: в каких домах по-настоящему тихо

Доходные дома и особые планировочные решения
Наиболее остро вопрос приватности: будь то желание побыть в тишине или обрести свое личное пространство встал в конце XVIII века с появлением в Санкт-Петербурге первых доходных домов. Квартиры или комнаты в них не продавались, а сдавались в аренду. Комфорт проживания и более ли менее равное соседство обещали только самые богатые домовладельцы. Такие здания строились в центре города по индивидуальному проекту, который зависел от возможностей заказчика и параметров земельного участка.
Первое, что обеспечивало тишину в доходных домах дореволюционной России, — это кирпичные стены толщиной не менее 67 сантиметров или 15 вершков. Внутренние перегородки делали деревянными и обшивали дранкой — решёткой из реек. Затем наносили приличный слой штукатурки. Тише всего было в комнатах с тремя или четырьмя несущими стенами, прошедшими все этапы такой «обработки». Перекрытия собирали из деревянных балок. В промежутки засыпали строительный скарб или шлак, оставшийся от сгоревшего угля или дров, что давало дополнительную шумоизоляцию.

В приличных доходных домах были и требования к планировочным решениям, и негласные правила размещения арендаторов. Парадные комнаты выходили на улицу, жилые — в более тихий двор. До появления лифтов и сопутствующего им шума самая респектабельная публика жила на втором и третьем этажах. В Москве популярностью пользовались «барские» квартиры на несколько комнат с антикварной мебелью и оранжереями в доходных домах с подъездами из мрамора, дорожками и швейцарами. Более простые варианты предлагались купечеству, а «меблирашки» с полным пансионом — богеме и отставным военным. Какие-то правила по соблюдению тишины предъявлялись только жителям последнего типа квартир. Например, им нельзя было приводить гостей на ночь.
Конструктивизм и новые строительные материалы
В 1920-е годы с приходом советской власти началась борьба с традиционными формами и стилизацией в архитектуре. Балом начали править конструктивизм и рационализм. Монополию камня и дерева нарушили бетон, стекло и металл. С одной стороны, в домах-коммунах, дворцах труда создавались общие пространства и поощрялось коллективное мышление: конструктивисты стремились создать утилитарные здания, которые будут служить нуждам общества. С другой — планировочные решения были призваны обеспечить жителям приватность и акустический комфорт.
Квартиры, например, проектировали так, чтобы спальни не примыкали к кухням, детские — к гостиным. Тогда же появились расположенные друг над другом «мокрые зоны». Каркас здания собирали из монолитного железобетона. Столбы в три ряда проходили через все этажи и держали перекрытия. Благодаря этому, например, на фасадах появились сплошное ленточное остекление.
Конструктивисты использовали нетипичные звукопоглощающие материалы: в стены добавляли «диафрагму» из пластмассы, наполненную маслянистой жидкостью и песком. Уплотняли швы и стыки, особенно тщательно проходясь по каналам прокладки вентиляции или зонам розеток, через которые особенно активно проникает шум. Потребность в тишине повлияла и на архитектуру. Для примера, в знаменитом «Доме Наркомфина» звуковые волны поглощали длинные горизонтали окон.


Сталинские дома и монументальные решения
Самыми тихими домами в России многие считают сталинки, которые строили для коммунистической элиты. Пышно декорированные монументальные здания, призванные показать величие советской архитектурной мысли, сменили конструктивистские постройки. Последние внезапно подвиглись жесткой критике как «выражение психоидеологии крупной буржуазии и её научно-технической интеллигенции». Сталинские дома — это не только особая эстетика, а также внешние стены толщиной 60-80 см, полнотелый кирпич и железобетон, продуманные планировочные решения и главное — чёткое соблюдение технологий монтажа.
Ставку делали на массу материалов — чем тяжелее, тем «тише». Кирпич изготавливали из отборной глины и обжигали при высокой температуре. В сравнении с современным «пористым» аналогом для массового жилья, они хуже держат тепло в помещении, зато дают повышенную шумоизоляцию. Железобетон для плотности замешивали с цементом и щебнем. В качестве раствора для кладки использовали цементно-песчаную смесь. Потолки в таких домах толщиной от 16 до 22 см. Сверху их дополняли паркетные полы. Наконец, тишину обеспечивали двухкамерные окна из натурального дерева.

Планировки в сталинках во многом были продолжением идей конструктивизма. Дополнительным буфером между жилыми и хозяйственными помещениями стали просторные длинные коридоры, иногда с поворотами. Также звук лучше «рассеивался» в комнатах с высокими потолками.
Хрущевки, панельки и тонкие межквартирные стены
Напротив, самую низкую шумоизоляцию приписывают панельным и хрущевским домам, которые начали строить после сталинок, а также современному массовому жилью. Как правило, у них достаточно тонкие межквартирные стены — 14-18 см, внутренние — 6-8 см, перекрытия из пористого газобетона, которые работают как звуковая мембрана, то есть напротив увеличивают шум. Жесткие стыки элементов таких зданий часто не имеют каких-либо звукоизолирующих прослоек. Наконец, «свистящие» инженерные системы: вентиляционные шахты, технологические каналы, трубы без обшивки и так далее. Отсюда жители слышат, как в квартире сверху бегает кошка, или невольно «смотрят» вместе с соседями вечерние новости в 18:00.


Современные дома и что предлагает город
В современных домах ответственность за тишину во многом ложится на самих жителей. Они закладывают шумоизоляцию во время ремонта: исходя из собственных предпочтений и финансовых возможностей. В результате кто-то вкладывает сотни тысяч, чтобы превратить свою квартиру в звукоизолированную капсулу, и все равно страдает от шума, потому что о шумоизоляции не позаботились его соседи. В идеале должен действовать принцип взаимной тишины, что возможно только при строгом регулировании, или когда соответствующие технологии применяют девелоперы по всему дому еще на стадии строительства.

В Госдуме предлагают создать единый федеральный закон о тишине, в Мосгордуме — увеличить штрафы за нарушение режима. Также власти столицы озаботились обеспечением тишины во время возведения новых зданий и оборудуют строительные площадки датчиками шума и камерами видеонаблюдения.
Современные дома и что предлагают девелоперы
Несмотря на то, что вопрос с обеспечением тишины на повестке с XVIII века, до сих пор даже на рынке элитных домов Москвы решения по комплексной шумоизоляции предлагают всего 10% девелоперов. И только для квартир, продающихся с отделкой. Для лотов в чистовом виде таких решений до недавнего времени не было вообще. В сентябре инновационную системную технологию — Perfect Silence — разработал девелопер Sminex для своих домов в историческом центре Москвы. Следуя фирменному подходу Fine Development, компания подошла к задаче фундаментально: на выработку решений ушло полтора года. Потребовались качественные и количественные исследования предпочтений покупателей, подборка сотен комбинаций строительных материалов и десятки лабораторных и натурных испытаний, чтобы найти эффективные сочетания.

Элитные дома и новая веха в истории тишины
Всего было рассмотрено 252 комбинации строительных материалов для перегородок, 55 — для полов. Девелопер арендовал помещения площадью 650 кв. м, проводились натуральные испытания в естественных условиях. Для финальных испытаний отобрали 28 комбинаций для перегородок, для которых провели слепые замеры на соответствие нормативам и показателям в сертификатах, а 16 наиболее популярных шумоизоляционных решений для полов протестировали в независимой лаборатории Института строительной физики.
В результате шумоизоляцию в современных элитных домах обеспечивают такие решения, как входные двери в квартирах толщиной от 8 см с усиленным стальным каркасом и двухконтурным наполнителем, окна с триплексом и «плавающие» полы с защитой от ударного шума. Стены же состоят из двух слоёв бетонного полнотелого камня, шумоизоляция которого оказалась выше, чем у керамического кирпича, знакомого по сталинкам и считающегося одним из самых эффективных на рынке. Также технологии тишины предусмотрены для систем комфорта: от лифтовых шахт с акустическим швом до виброгасителей в вентиляции.

За счет применения решений Perfect Silence воспринимаемый уровень шума через стены снижается на 32%, через окна — на 52%, на 74% — через входные двери. По полу показатель оказался в 2,6 раза в сравнении с действующими нормативами.
Наконец, в домах, где технологии тишины применяются комплексно — во всех квартирах и для каждого элемента здания, через который проникает звук: перегородок, перекрытий, дверей, окон, инженерного оборудования, действует тот самый принцип взаимной тишины. Когда житель дома может быть уверен, что шумоизоляция есть и в его, и в каждой квартире, независимо от того, какой в них будет ремонт.
Как показывает практика, все продуктовые новации от перфекционистов девелопмента из высокого сегмента потом переходят в другие классы. То есть появилась технология, которая может системно изменить строительную отрасль и знаменует новую важную веху в истории развития технологий тишины.