Управляет ими распределительный вал: на нем закреплены кулачки, которые в нужный момент давят на клапан, сдвигая его с места. Расстояние между кулачками и штоком клапана и есть пресловутый зазор – так можно очень примерно описать принцип их работы.
Зачем регулируют зазоры клапанов – и нужна ли эта процедура вашей машине

Чем опасен неправильный зазор
Чтобы открываться и закрываться строго вовремя, клапанам требуется точная настройка.
- Если зазор слишком мал, они открываются и закрываются раньше времени: при этом часть смеси топлива и воздуха прорывается в выпускной тракт. Раскаленные газы и сам клапан перегревают, и попадают на катализатор выхлопных газов, портя его.
- Если зазоры велики, то кулачки не нажимают на клапана, а ударяют по ним. В результате все части быстрее изнашиваются, двигатель сильнее шумит – возникает своеобразный металлический лязг, – а работает мотор хуже, тратит больше топлива и развивает меньшую мощность.
Как часто нужно регулировать
На новом двигателе, только что сошедшем с конвейера, зазоры отрегулированы. Но из-за износа трущихся частей и выгорания металла они постепенно «уплывают», и их надо регулировать.
В прежние времена это приходилось делать довольно часто – на 8-клапанном двигателе ВАЗ-11182, например, операцию делают через каждые 20 тысяч км.

Сейчас, благодаря более совершенным технологиям моторостроения, это приходится делать в разы реже. Например, для Haval Jolion можно встретить рекомендацию корректировать зазоры через 90 тысяч км (если «китаец» доживет до такого солидного пробега... шучу).
Реже всего регулировка нужна современным двигателям с гидравлической компенсацией зазоров. В том числе, к ним относится тольяттинский 16-клапанный мотор ВАЗ-2112. Гидрокомпенсаторы автоматически корректируют расстояние от кулачка до клапана. Износ частей ГРМ в таких двигателях происходит медленнее, но и им рано или поздно потребуется регулировка.

Как понять, что пора ехать на регулировку
В большинстве случаев, автовладелец может просто следовать инструкции к автомобилю – в ней указана нужная периодичность для конкретной модели.
Но бывает и так, что регулировка сбивается или в прошлый раз ее сделали с ошибками. На такой случай полезно знать, какие симптомы указывают на неправильные зазоры:
- Металлический звон в двигателе. Характерное цоканье – самый явный признак, что дело именно в клапанах.
- Снижение мощности. Двигатель теряет мощность, ухудшается динамика.
- Нестабильная работа. Перебои в работе (двигатель «троит»), нестабильные обороты холостого хода.
- Проблемы с компрессией. Снижение или потеря компрессии в цилиндрах.
- Прожорливость. Повышенный расход топлива и масла.
- Затрудненный запуск. Двигатель стал хуже заводиться.
Перед тем, как принимать окончательное решение, проведите полную диагностику – почти все эти признаки могут вызываться и другими поломками.
При подготовке статьи использовался ИИ. Проверено, дополнено и написано живым редактором.
