Работающий прототип робота-андроида с интегрированной репродуктивной системой должен появиться в 2026 году, цена серийной модели составит 100 тысяч юаней (примерно 1,2 млн рублей). О влиянии новой технологии на человечество размышляет футуролог Евгений Кузнецов.
Беременные андроиды: когда роботы смогут вынашивать детей

Прогресс в области искусственных инкубаторов действительно огромный: 20 лет это была фантастика, а сейчас уже строят прототипы. Правда, в 2026 году действующая установка вряд ли появится: мы еще толком не разобрались, как этот процесс идет в живой природе, но в ближайшие десятилетия задача наверняка будет решена.
Особенно продвинулись Китай, Южная Корея и Япония. Почему за дело взялись именно эти страны, понятно: все они устойчиво встали на путь депопуляции, и никакими традиционными способами ситуацию уже не исправить.
Правила игры
Новая технология изменит все. Фантасты много раз пытались описать общество, в котором существуют подобные девайсы. Например, в колонии Бета из романов Лоис Макмастер Буджолд рожать естественно не принято: маточные репликаторы безопаснее, надежнее и экономят время. При этом будничная жизнь людей там напоминает нашу и по количеству детей, и по наличию семьи.

Есть и противоположный пример из мира «Звездных войн»: сотни тысяч идеальных солдат, созданных по заказу правительств и компаний. Но армия клонов — вариант маловероятный. Реальность наверняка окажется где-то посередине, и выберем ее мы сами.
В любом случае, я думаю, процедура будет сложной, рискованной и дорогой. По оценкам китайцев, ее стоимость составит порядка 20–30 тысяч долларов, чтобы конкурировать с рынком суррогатных матерей. Однако, мне кажется, это произойдет не сразу: биология требует большого количества ручных манипуляций высококвалифицированных специалистов.
Но даже будь процедура дешевой, все оказалось бы не так просто. По статистике, услугами суррогатных матерей, если бы они стали доступны всем, воспользовались бы примерно 7% женщин в России и 14% в США. Довольно большое количество, но на кривую рождаемости драматично не повлияет. Родители не пойдут в супермаркеты покупать готовых детей, избегая сложностей беременности и родов. Основная проблема не в процессе вынашивания, а в стоимости воспитания.

В современных городских цивилизациях воспитание ребенка становится все более трудоемким и ответственным делом; у обычной семьи не хватает на это не только денег, но главным образом времени и сил.
Андроиды
Искусственный интеллект уже сейчас превосходит людей в части эмоциональной компетентности и готовности подстраиваться. Если добавить сюда обратную связь, которая позволит нейросети по микродвижениям головы и зрачков считывать возраст, пол, этническую принадлежность, психотип, отношение к наркотикам, состояние психического здоровья и сексуальные предпочтения, то мы получим максимально комфортного партнера. В реальной жизни такого не найти, и это может пугать.
Но не все так страшно. Да, в будущем почти каждый подросток заведет себе эмоционально компетентную подружку-андроида и будет с ее помощью учиться строить нормальные отношения. Потом какие-то проценты не вернутся к общению с живыми людьми, но это мир девиаций, который всегда был, есть и будет, и мы тут ничего сделать не в силах. Не могут все люди быть психически здоровыми, это нормальная история. Риск в другом.
Эмансипация
Главное изменение XX века — эмансипация женщин. Радикально меняется система взаимодействия полов, впервые за всю историю человечества настолько сильно, это фундаментальный сдвиг. И потому в данном случае вопрос стоит так: будут ли девушки отказываться от отношений с парнями или парни с девушками ради инкубаторов. Я не уверен.

Мужчины с женщинами точно не ради продления рода общаются: вся эта игра, интрига прошита в нашем обезьяньем мозгу настолько глубоко, что любая имитация будет лишь имитацией, и мы это хорошо понимаем. Люди все равно останутся людьми. Другое дело, что эмоциональный ИИ сделает их значительно более компетентными. Современная молодежь уже сегодня гораздо грамотнее в постели, чем были их сверстники 30 лет назад, спасибо свободному доступу к информации в этой сфере. Точно так же молодежь через 30 лет будет гораздо искушеннее в области эмоций. Эмоциональное и сексуальное будущее современных детей у меня тревоги не вызывает: им будет легче, чем нам.
Евгеника
Есть еще один вид опасений. Не углубит ли новая технология пропасть между элитой — с ее андроидами и «улучшенными» детьми — и всеми остальными? Не произойдет ли расслоения на «биологических» и «синтетических» людей? Улучшения точно будут: если появится шанс сделать своих детей умнее, красивее и здоровее, люди станут к этому стремиться. Появится практически такой же рынок, как сейчас косметология и пластическая хирургия. Но вряд ли спрос окажется тотальным.
Один маленький пример из моего опыта венчурного инвестора. Компания Genetico, в которую мы вложились, разработала технологию, позволяющую определить ДНК ребенка на стадии эмбриона. Растить эту компанию невероятно трудно: очереди не выстраиваются. Услуга предлагается уже 10 лет, но взорвала ли она рынок? Нет. Казалось бы, все просто: посмотрел разные эмбрионы, выбрал лучший, сделал ЭКО — и получил лучшего ребенка из возможных. Но у большинства людей нет ни денег, ни потребности делать из своих детей гениев. Для кого-то младенец — побочный продукт любви, для кого-то — случайность, вариантов множество. Еще один пример: чтобы повысить шансы на рождение здорового малыша, надо соблюдать диету и заниматься фитнесом — много ли молодых матерей это делает?
Про фабрики людей
Появление фабрик, которые бы производили новых людей без человеческого участия, автоматически улучшая демографию, чем дальше, тем менее вероятно. Демографическая проблема всегда была следствием мобилизационного характера мышления властей: сотни лет главной задачей государства был рекрутский набор. Но сейчас тренд изменился: людей в армии заменяют дроны, а значит, заводы по выпуску беспилотников гораздо актуальнее. Ни китайцам, ни корейцам, ни японцам армии клонов не требуются: они роботов настрогают.

В экономике автоматы тоже потихоньку вытесняют живых. В Корее уже сегодня один робот на 10 работников, в Китае — один на 20 при ежегодных темпах прироста в 50%. Зачем им люди, с которыми столько возни? Там другая проблема: перенаселение городов. В КНР 300 млн человек, две России по численности, живут в городах без прав, без прописки — внутренние мигранты, готовые работать за любые деньги, жить в комнатах без окон под землей, лишь бы не возвращаться в деревню. И у них до сих пор популяционный избыток. Да, по прогнозам демографов, к концу столетия в стране останется 500–700 млн человек. И прекрасно. Китай — узкая полоса прибрежных городов плюс Пекин и Ухань. Такая территория комфортна для 500 млн максимум, зачем там 1,5 млрд?
Словом, необходимости в фабриках по производству людей нет и вряд ли появится. Будем делать детей по старинке.
