Автономные грузовики в России уже несколько лет ездят по федеральным трассам в рамках экспериментальных режимов, но в 2025 году формат этих поездок заметно изменился.
Беспилотные грузовики и первый район для машин без водителей: 5 событий 2025 года в сфере автономного транспорта

Автономные грузовики на федеральных трассах
В первую очередь это касается трасс М-4 «Дон» и М-11 «Нева», где автономные грузовики движутся в общем потоке, взаимодействуют с обычными автомобилями и выполняют реальные логистические задачи между распределительными центрами. Машины ездят по расписанию и проходят одни и те же участки дороги, становясь частью операционных процессов компаний. В кабине по-прежнему находится водитель-испытатель, но его роль все чаще сводится к наблюдению.
Весной аналогичные рейсы появились и на Центральной кольцевой автодороге, а в дальнейшем автономные маршруты планируют расширять и на другие федеральные трассы, включая М-12 «Восток».
Автономные технологии «пришли» в городской общественный транспорт
Осенью 2025 года в Москве на улицы вышли первые автономные трамваи третьего уровня. Эти вагоны могут двигаться по маршруту без участия водителя: они сами тормозят на остановках, открывают и закрывают двери, распознают сигналы и даже переключают стрелки на путях. Запуск проходил поэтапно — сначала с водителем, затем с пассажирами в качестве тестеров, и вот теперь они работают по расписанию на северо-западе Москвы.
Роботизация не ограничивается только трамваями. В конце 2025 года в московском метро начнут ночные испытания автономных поездов. А в следующем году планируется включить полностью автономные составы в привычное движение.
Район, который строят под автономный транспорт
В строящемся районе «СберСити» в Рублёво-Архангельском автономный транспорт рассматривают не как отдельный эксперимент, а как один из центральных элементов городской среды. Район изначально проектируется как цифровое пространство, где транспорт, уличная инфраструктура, сервисы и сценарии перемещения жителей закладываются с учетом работы автомобилей без водителя.
В «СберСити» автономный транспорт рассматривается в логике долгосрочного городского планирования — как один из элементов будущей экспериментальной среды. Такой формат дополняет практики тестирования автономных решений в уже существующей застройке. Здесь же исследуется альтернативный путь — как может функционировать город, если автономность заложена в его логику изначально.
Пятый уровень автономности на российских дорогах
В июне на Петербургском международном экономическом форуме показали автономный грузовик пятого уровня — то есть машину, изначально рассчитанную на движение без человека в кабине. Речь идет о тяжелом тягаче КамАЗ «Маяк-2», который перед приездом на форум самостоятельно преодолел маршрут длиной более 1700 км — от Набережных Челнов до Санкт-Петербурга.
Пятый уровень автономности редко можно увидеть за пределами теории или закрытых испытаний: в большинстве стран такие системы остаются экспериментальными. В этом случае автономный тягач проверили на длинной и разнообразной дистанции, включающей федеральные дороги общего пользования. После заезда в компании сообщили, что «Маяк-2» рассматривается не как разовый демонстрационный образец, а как основа для серийного автономного грузовика, рассчитанного на дальнейшее развитие и практическое применение.
Автономный транспорт стал темой большого публичного разговора
В 2025 году автономный транспорт впервые оказался в центре внимания крупных отраслевых мероприятий. Это было заметно, например, на международном форуме «Беспилотные системы: технологии будущего» в Сколково, где обсуждали не абстрактные сценарии, а практические вопросы — от правил эксплуатации до серийного производства и инфраструктуры. На выставке и в деловой программе участвовали более 100 компаний, было представлено около 700 разработок роботизированных систем, а к обсуждению подкючились представители 25 стран.
Со стороны бизнеса этот сдвиг закрепила осенняя конференция Yandex Physical AI Conf. Она была полностью посвящена так называемому «физическому ИИ» — системам, которые не просто обрабатывают данные, а управляют реальными объектами в физическом мире: роботами-доставщиками, автономными такси и грузовыми машинами. На конференции компания Яндекс объявила о планах масштабирования рободоставки до 20 000 роботов в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, а также о расширении районов, где будут работать автономные такси.





