Последний китайский большой самолёт: Shanghai Y-10
![Последний китайский большой самолёт: Shanghai Y-10 Последний китайский большой самолёт: Shanghai Y-10](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/dce/dce1cc180b49ce65f20d83b89183dd0c_ce_750x495x0x0_cropped_510x340.webp)
Shanghai Y-10, совершивший свой первый полёт 26 сентября 1980 года, стал последним за 30 лет построенным в Китае пассажирским авиалайнером. Следующая машина схожего класса, Comac ARJ21, появится лишь в 2008 году. При разработке инженеры совершенно явно «посматривали» на Boeing 707, но создали в принципе оригинальную конструкцию.
Заказ на новый самолёт, должный продемонстрировать техническое превосходство Китая над США, СССР и другими мировыми авиастроительными лидерами, пришёл в 1970 году лично от престарелого Мао Цзэдуна, и закипела работа. Над инженерами постоянно нависали правительственные наблюдатели, но, с другой стороны, и денег на разработку не жалели. Было построено три образца, правда, первый полёт новой машины вождь не увидел, так как скончался в 1976-м.
Но вышел казус. Когда машина неплохо показала себя в полёте, её «прототип», 707-й «Боинг», отпраздновал своё 21-летие и был торжественно снят с американского конвейера как бесповоротно устаревший. В итоге номинальный заказчик и единственный возможный покупатель, Администрация гражданской авиации КНР, закупать Shanghai Y-10 отказался. В итоге в 1983 году проект закрыли, а Китай ещё четверть века ждал собственного пассажирского лайнера.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/ce6/ce664c857dd8d993b5b91fd837eff580_cropped_510x334.webp)
Один из трёх экземпляров Shanghai Y-10 сохранился и экспонируется. Всё-таки это был первый китайский среднемагистральный реактивный пассажирский самолёт.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/e32/e329e3882a0559b1abf5d1b7e64490e7_cropped_510x338.webp)