Самолёт дня: Stipa-Caproni
![Самолёт дня: Stipa-Caproni Самолёт дня: Stipa-Caproni](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/078/07896baf9eb9a4a2e19e39a1e091e446_ce_903x632x0x0_cropped_510x340.webp)
Эту схему придумал итальянский инженер Луиджи Стипа, а реализовала крупная авиастроительная компания Società Caproni e Comitti. Собственно, Стипа изобрёл и запатентовал «интубированный пропеллер», пропеллер-в-трубе, прототип как импеллера, так и вообще турбовентиляторного авиационного двигателя. Он спроектировал большой корпус-фюзеляж, внутрь которого установит обычный двигатель с пропеллером — и это позволило существенно уменьшить потери мощности, правда, за счёт уменьшения полезной площади и грузоподъёмности самолёта.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/707/707e79bd5e2c22e6cead38fa8f1a75e2_cropped_510x270.webp)
Стипа работал в инженерном отделе Министерства авиации Италии и математически доказал состоятельность своей идеи высшему начальству. Ему выделили средства и выбрали Caproni в качестве исполнителя. 7 октября 1932 года Stipa-Caproni полетел.
Самолёт оказался отличным. По крайней мере с точки зрения пилота-испытателя Доменико Антонини. Во-первых, он был значительно мощнее, чем аналоги с точно таким же двигателем. Во-вторых, труба-фюзеляж создавала дополнительную подъёмную силу. В-третьих, он был очень стабилен в полёте. Только вот аэродинамическое сопротивление было таким сильным, что больше чем до 131 км/ч самолёт разогнаться не мог никоим образом. Он оказался тихоходом.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/1f7/1f7f6036d26ee8c557d5b9fb8c2a502b_cropped_510x253.webp)
Система Стипы оказала огромное влияние на тенденции мирового авиастроения. Его наработки и патенты использовались впоследствии при проектировании фюзеляжей и двигателей. Его работы изучали и продолжают изучать в авиационных институтах всего мира. А импеллеры, запатентованные Стипой, используются повсеместно не только в авиации, но и в судостроении — для винтов. Только вот оригинальный Stipa-Caproni был в 1933 году разрезан на металл. В начале 2000-х годов австралийские энтузиасты построили реплику удивительного самолёта.
Основные характеристики Stipa-Caproni: Экипаж: 1 пилот и 1 пассажир Длина: 5,88 м Размах крыльев: 14,28 м Максимальная взлётная масса: 800 кг Двигатели: четырёхцилиндровый двигатель de Havilland Gipsy III Максимальная скорость: 131 км/ч
![Австралийская реплика Stipa-Caproni Австралийская реплика Stipa-Caproni](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/d2c/d2ca3cc5ab7285ff898a1994a8c46f28_cropped_510x306.webp)