Уникальное инженерное решение XIX века: как построили «Клеопатру» — судно для перевозки единственного артефакта
![Уникальное инженерное решение XIX века: как построили «Клеопатру» — судно для перевозки единственного артефакта Уникальное инженерное решение XIX века: как построили «Клеопатру» — судно для перевозки единственного артефакта](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/a97/a97a1dacf255409f2a7cd6690a39ef7e_ce_776x517x0x0_cropped_510x340.webp)
Цельная каменная стела массой более 200 тонн, причём относительно хрупкая, требовала особого подхода. Тем более она была воздвигнута около 1450 года до н.э., а в районе Средневековья ещё и упала, и археологи раскопали её, погребённую в песке, ещё в начале XIX века.
Смешно, но паша Египта Мухаммед Али Египетский подарил стелу Англии ещё в 1819 году. Просто на протяжении полувека никак не могли придумать способ её транспортировки и найти на это деньги. В итоге спонсором стал известный лондонский врач Уильям Уилсон.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/7b6/7b648f1c644e09043c7cb9e0a514cf62_cropped_510x362.webp)
«Клеопатру» разработал известный инженер Джон Диксон. Она представляла собой стальной цилиндр длиной 28 м и 4,9 м в диаметре — как раз для того, чтобы вместить без лишнего люфта древний обелиск. Корпус был снабжён стабилизационными «плавниками», а наверху построили мостик для экипажа. Интересно, что корпус судна возводили прямо вокруг обелиска.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/c41/c41259a6042da71a5d7493ecd2664b85_cropped_510x284.webp)
А вот двигателей у «Клеопатры» не было. По сути, она представляла собой плавучий понтон. Причём весь «обвес» к понтону прикрепили уже в порту, куда «Клеопатру» дотранспортировали в форме цилиндра-корпуса по суше. 21 сентября 1877 года её взял на буксир пароход «Ольга» — и отправился в долгое плавание.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/c83/c83bc2a139a8c84afeada62386d91cbd_cropped_510x379.webp)
Плавание прошло не без приключений — 14 октября суда попали в шторм. Цилиндр перевернулся, начал неконтролируемо вращаться. 6 моряков, отправленных на помощь команде «Клеопатры» с «Ольги», погибли. «Ольга» подошла к «Клеопатре» вплотную, матросы сумели эвакуироваться, после чего капитан парохода приказал перерезать канаты.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/ff9/ff9cb37a5bb2167ccc3bc6a6f04c3efa_cropped_510x274.webp)
Четырьмя днями позже пароход Fitzmaurice, идущий из Глазго, обнаружил дрейфующую «Клеопатру». Диксон построил отличный понтон — если бы не решение о разделение судов, «Ольга» вполне бы дотранспортировала «Клеопатру» даже через шторм. 21 января 1878 года злосчастный обелиск прибыл по Темзе в Лондон. 6 июля того же года, «Клеопатру» разобрали, чтобы извлечь Иглу.
![Фото Фото](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/e2b/e2b8ab23dd50f6a8b27f7cbae800a64b_cropped_510x356.webp)