Советское наследие и современные компании: кто и как строит трамваи в России
![Советское наследие и современные компании: кто и как строит трамваи в России Советское наследие и современные компании: кто и как строит трамваи в России](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/95f/95f36e8df15b9651449f6670dc6a344a_ce_1017x678x0x0_cropped_510x340.webp)
В России сейчас действует не так уж и много производителей трамвайной техники, но зато в последние годы эти производители активизировались, представили новые модели и вообще включились в борьбу за трамвайное первенство, и это приятно.
«Уралтрансмаш» (Екатеринбург). В 2014 году на выставке «Иннопром» в Екатеринбурге дочернее предприятие «Уралвагонзавода» «Уралтрансмаш» представило R1 (Russia One) «Атом». Конструкция подверглась серьёзной критике и была значительно переработана. На снимке — дизайн серийной версии R1 (71−411) «Атом», разработанной для Марокко. В целом «Уралтрансмаш» производит трамваи с 1997 года, первой экспериментальной моделью был 71−401.
![«Уралтрансмаш» «Уралтрансмаш»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/871/8713f7703e1b70acb4a622ba5adfb350_cropped_510x361.webp)
«Транспортные системы» (Москва/Тверь). Молодая московская компания, основанная в 2014 году и уже имеющая в гамме 4 трамвая и 1 троллейбус. Она упоминалась в материале о троллейбусах. Трамваи производятся на мощностях Тверского вагоностроительного завода. На снимке — новенький трамвай 71−931 «Витязь». В целом, если к троллейбусу «Транспортных систем» есть определённые вопросы, то трамваи они уже производят вполне серийно и поставляют в различные российские города.
![«Транспортные системы» «Транспортные системы»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/55b/55b831872559df84779141614dfe5530_cropped_510x340.webp)
Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова (Усть-Катав). Один из старейших непрерывно существующих российских заводов, основан как железоделательный в 1758 году. С 1901 года строит трамваи — это первый производитель такого вида транспорта в стране. Наиболее известны его машины под аббревиатурой КТМ («кировский трамвай моторный»). На снимке — современная продукция завода, сочленённый шестиосный трамвай 71−631−02, таки эксплуатируются в Санкт-Петербурге и Даугавпилсе (Латвия).
![Усть-Катавский вагоностроительный завод Усть-Катавский вагоностроительный завод](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/c0b/c0b35102a4a79fcd2736ab18adb10fee_cropped_510x338.webp)
ВРТТЗ (Воронеж). Воронежский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод был основан в 1974 году и специализировался, помимо ремонта, на производстве специальной (непассажирской) трамвайной техники — путеочистителей, рельсошлифовальных вагонов и так далее, суммарно более 90 моделей. На снимке — рельсотранспортёр ТК-28 на базе Усть-Катавского КТМ-5 (71−605). В 2000-х завод прекратил работу, а в 2007-м был окончательно ликвидирован.
![ВРТТЗ (Воронеж) ВРТТЗ (Воронеж)](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/89c/89c4cead96dff91fd33395a95b1377a4_cropped_510x339.webp)
ПТМЗ (Санкт-Петербург). Петербургский трамвайно-механический завод открылся в 1929 году как вагоноремонтный (ВАРЗ), а с 1934-го начал производить собственные трамваи. К сожалению, в 2000-х дела завода, который в течение длительного времени, делал подвижный состав для Петербурга и других городов России, резко ухудшились. В 2012 году были построены два последних трамвая, а в 2013-м предприятие было ликвидировано. На снимке — трамвай 71−154 (ЛВС-2009, то есть «ленинградский вагон сочленённый») производившийся с 2008-го по 2012-й.
![ПТМЗ (Санкт-Петербург) ПТМЗ (Санкт-Петербург)](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/18b/18bc81f8634097db330286b7f1c59979_cropped_510x340.webp)
Путиловский завод (Санкт-Петербург). Кировский (Путиловский) завод был основан в 1801 году как чугунолитейный, а с 1914 по 1932 год был ведущим производителем трамваев в России и СССР. На снимке — классический трамвай МС-1 («моторный стальной»), производившийся с 1927 по 1930 год, таких в Петербурге сохранилось два экземпляра.
![Путиловский завод (Санкт-Петербург) Путиловский завод (Санкт-Петербург)](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/859/8591f83ee7b383a9c208356fa5a75427_cropped_510x338.webp)
Коломенский завод (Коломна). Одно из старейших в стране предприятий транспортного машиностроения, существует с 1863 года и специализируется в первую очередь на негородском железнодорожном транспорте. Тем не менее, в разное время (до войны) в Коломне производились и трамваи, в частности, модели БФ и КМ. На снимке — трамвай БФ 1927 года. Такие строились совместно Коломенским заводом и заводом «Красное Сормово».
![Коломенский завод Коломенский завод](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/30c/30cf3a55556577cb1f80b17bcf1a35f0_cropped_510x340.webp)