Самоходный вагон Маккина: как был устроен самый необычный тепловоз начала XX века
![Самоходный вагон Маккина: как был устроен самый необычный тепловоз начала XX века Самоходный вагон Маккина: как был устроен самый необычный тепловоз начала XX века](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/2e5/2e5ea033971d8a51a03685ee89af4646_ce_1024x664x0x0_cropped_510x340.webp)
В 1904 году Уильям Маккин-младший работал техническим суперинтендантом американской компании Union Pacific Railroad. Именно тогда Эдвард Харрингтон, владелец UPR, поручил Маккину разработать самоходный вагон, который мог бы работать без паровоза на коротких ветках.
![Вагон Маккина Вагон Маккина](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/e1c/e1c2fea91a82d7e7f171a1a192fbeaad_cropped_510x333.webp)
Результатом работы Маккина стал тепловоз с 6-цилиндровым бензиновым двигателем. Чтобы максимально облегчить работу маломощного силового агрегата, Маккин разработал специфическую аэродинамическую схему с сужающимся носом, рассекающим поток воздуха. Было два варианта длиной 16,76 и 21,34 метра, и каждый мог быть сконфигурирован по-разному: например, с большим почтовым отделом и маленьким пассажирским, или наоборот (64 или 105 пассажиров соответственно). Вагон получился более дешевым, чем аналогичные попытки с электродвигателями, и при этом более подвижным и легким на разгон, чем паровые машины.
![Вагон Маккина Вагон Маккина](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/75a/75adef2361f050fac4bdc98b4adf9085_cropped_510x239.webp)
Первый вагон Маккина, известный как UP M-1, запустили на линию 21 августа 1905 года в Небраске. К 1908 году построили еще семь вагонов — как моторных, так и прицепных, провели многочисленные тесты. Маккин понял, что нащупал золотое дно, запатентовал свою конструкцию, уволился из Union Pacific Railroad и основал в 1908-м собственную компанию McKeen Motor Car Company. За последующие два года был заказан 41 вагон — как Union Pacific Railroad, так и другими компаниями, в частности — Southern Pacific Transportation Company.
![Тележка с двигателем Тележка с двигателем](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/32e/32e4269df8b9cbddf3388dbe62bda749_cropped_510x415.webp)
В 1910-м Маккин начал экспорт — первым заказчиком его вагонов стала Австралия. Но были, конечно, и минусы. Все-таки 6-цилиндровый двигатель был слишком слабым для достаточно тяжелой машины. Не говоря уже о том, что для упрощения конструкции привод был только на переднюю ось. Заднего хода у вагонов не было вообще — это сильно усложняло маневрирования на вокзалах, их приходилось буксировать сторонними машинами.
![Вагон Маккина Вагон Маккина](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/3c1/3c1bbe2fc99df7145b83d2ad9bbb0777_cropped_510x398.webp)
К 1917-му преимущества вагонов Маккина были сведены на нет, появилось множество конкурентов, и производство прекратилось. Всего было сделано 152 таких вагона разных конфигураций. До наших дней сохранилось 3 экземпляра моторных вагонов Маккина. Один 1910 года выпуска служил на Аляске на Yuma Valley Railroad и сейчас в плохом состоянии, в процесс реставрации. Вагон 1909 года выпуска Virginia and Truckee Railroad в идеальном состоянии находится в железнодорожном музее штата Невада. Там же хранится частично сохранившийся вагон, переделанный в 1920-х. Еще сохранилось два немоторных прицепных вагона.
![Вагон Маккина Вагон Маккина](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/6da/6da6b02c59dd498b7536c9679a295d45_cropped_510x348.webp)