РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Российские суда на подводных крыльях: впервые в XXI веке

В моем детстве не было ничего более завораживающего, чем смотреть на реактивные гражданские самолеты и суда на подводных крыльях. Их стремительные обводы словно вышли из будущего, из научно-фантастических романов, которыми мы зачитывались. Когда на морском горизонте появлялись стремительные морские «Кометы», все пляжи невольно замирали, провожая глазами эти удивительные суда. А вопрос о том, на чем ехать из Ленинграда в Петродворец, был риторическим – конечно, на «Метеоре». Судами на подводных крыльях Советский Союз гордился так же, как космическими ракетами.
Российские суда на подводных крыльях: впервые в XXI веке

Подрезанные крылья

Можно сказать, что на подводные крылья наша страна встала одной из последних. Первые эксперименты судостроители начали проводить еще в конце XIX века. Довольно быстро пароходы уперлись в скоростной предел в районе 30 узлов (около 56 км/ч). Для прибавления к этой скорости еще одного узла требовалось почти троекратное увеличение мощности двигателей. Именно поэтому быстроходные военные корабли потребляли уголь, как хорошая электростанция.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы преодолеть сопротивление воды, было придумано красивое инженерное решение — поднять корпус судна над водой на подводных крыльях. Еще в 1906 году судно на подводных крыльях (СПК) итальянца Энрико Форланини достигло скорости в 42,5 узла (около 68 км/ч). А 9 сентября 1919 года американское СПК HD-4 установило мировой рекорд скорости на воде — 114 км/ч, что и для нашего времени превосходный показатель. Казалось, еще немного, и весь флот станет крылатым.

«Комета 120М»
«Комета 120М» в цехе рыбинского судостроительного завода напоминает скорее недостроенный космический корабль, чем пассажирское судно.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До Второй мировой войны почти все промышленно развитые страны поэкспериментировали с подводными крыльями, но дальше опытных моделей дело не пошло. Довольно быстро вылезли наружу недостатки новых судов: малая устойчивость при волнении, большой расход топлива и отсутствие легких морских «быстрых» дизелей. Дальше всех продвинулись в создании СПК германские инженеры, небольшими сериями выпускавшие во время войны катера на подводных крыльях. После войны главный немецкий конструктор по СПК барон Ганс фон Шертель основал в Швейцарии компанию Supramar и приступил к выпуску пассажирских судов на подводных крыльях. В США СПК занялась компания Boeing Marine Systems.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Русские вступили в эту гонку последними, однако при словах Hydrofoil Boats весь мир в первую очередь вспоминает советские суда на подводных крыльях. За все время Boeing сумел построить около 40 СПК, Supramar — около 150, а СССР — более 1300. И произошло это благодаря таланту и нечеловеческой упертости одного человека — главного конструктора отечественных СПК Ростислава Евгеньевича Алексеева.

«Комета 120М»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ракета

Довольно долго небольшому конструкторскому бюро Алексеева, которое в Нижнем Новгороде занималось судами на подводных крыльях, не везло: его перебрасывали от министерства к министерству, от одного завода к другому, и большинство заказов уходило к конкурентам в Ленинград в ЦКБ-19, обладавшее несравнимо бóльшим лоббистским потенциалом. Но в отличие от питерцев, Алексеев с самого начала грезил гражданскими судами. Впервые он попытался наладить выпуск гражданского СПК еще в 1948 году, когда предложил заводу «Красное Сормово» проект скоростного разъездного катера на подводных крыльях со скоростью хода более 80 км/ч. Тем более, что к тому времени уже два года удивительная самоходная модель А-5 рассекала на подводных крыльях гладь Волги, завораживая мальчишек. Руководителям того времени идея иметь для разъездов скоростной катер показалась заманчивой — дорог вдоль рек почти не было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На «Красное Сормово» начали поступать заказы, но военные запретили работы по гражданскому использованию катеров на подводных крыльях по причине секретности. Алексеев потом еще много раз прибегал к различным уловкам, пытаясь обойти военные запреты, и получал бесконечные выговоры. В итоге выстрелила совершенно невероятная история — в обход Минсудпрома Алексеев добился рассмотрения вопроса о постройке пассажирского судна на подводных крыльях на парткоме завода «Красное Сормово». Партком его поддержал и рекомендовал руководству построить такое судно силами завода.

«Ракета»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Партии в то время мало кто мог отказать. К тому же Алексеев заручился поддержкой речников — Минречфлота — и вышел на оргкомитет 6-го Всемирного фестиваля молодежи в Москве с предложением показать в действии первое советское СПК как выдающееся достижение водного транспорта СССР. Это предложение попахивало настоящей авантюрой — до фестиваля оставался год. Тем не менее, Алексеев со своей командой совершил чудо, и 26 июля 1957 года теплоход на подводных крыльях «Ракета» вышел в свой первый рейс в Москву на фестиваль, неожиданно став там одним из главных шоу-стопперов: он открывал парад судов, катал многочисленные делегации, включая секретарей ЦК КПСС.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для энтузиастов СПК все изменилось: из изгоев они стали героями, коллектив получил Ленинскую премию, а на СПК посыпались заказы. Одно за другим ЦКБ Алексеева выдавало различные СПК — речные и морские, маленькие и большие, дизельные и газотурбинные. Всего в СССР было построено около 300 «Ракет», 400 «Метеоров», 100 «Комет», 40 «Беларусей», 300 «Восходов», 100 «Полесьев», 40 «Колхид» и «Катранов», две «Олимпии» и еще около десятка экспериментальных судов. Советские СПК стали важным экспортным товаром — их покупали по всему миру, включая США и Великобританию, страны с высокоразвитым судостроением. Одни из последних СПК — большие морские «ракеты» «Олимпии» вместимостью 250 пассажиров — были построены в 1993 году в Крыму. Свернули свое производство и немногочисленные западные конкуренты. Многим показалось, что эра СПК закончилась, как некогда исчезли парусные красавцы-клиперы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Ракета»

Новая «Комета»

Насколько же надо быть преданным своему делу, чтобы за три десятилетия простоя не дать умереть технологиям и конструкторской школе и верить в возрождение флота СПК! Тем не менее 23 августа 2013 года на судостроительном заводе «Вымпел» было заложено головное судно проекта 23160 «Комета 120М», спроектированное АО ЦКБ по СПК имени Алексеева. Мы сидим в кабинете главного конструктора СПК Михаила Гаранова, поражаясь величественному виду замерзшей Волги за окном, смотрим фотографии строящейся в Рыбинске «Кометы 120М» и говорим о будущем. Внешне новая «Комета» выглядит скорее прямой наследницей той самой первой алексеевской «Ракеты» со сдвинутой назад рубкой и обводами, напоминающими спортивные родстеры золотой эры автомобилей. Первые же «Кометы» были морскими сестрами речных «Метеоров», которые в большом количестве можно увидеть в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной, откуда они отправляются в Петродворец. Рубки тех «Метеоров» и «Комет» были сдвинуты вперед, и хотя в конце XX века они на фоне других судов смотрелись как пришельцы из будущего, сейчас выглядят слегка старомодными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Комета»
Крылатая мечта нижегородцев — газотурбоход «Циклон 250М», рассчитанный на перевозку 250 пассажиров на дальность более 1100 км со скоростью свыше 100 км/ч. Главный рынок для них находится в Юго-Восточной Азии.

Новая «Комета 120М» задает новую планку в судовом дизайне. «С точки зрения дизайна "Комета 120М" — это развитие "Колхиды" и "Катрана", — говорит Гаранов. — Если взять фотографии "Метеора" или "Кометы", то носовые обводы несколько другие. Новые же напоминают эскизы Ростислава Алексеева, который, как известно, сам рисовал дизайн своих судов. И совершенно другая рубка, сделанная по типу рубки "Ракеты", находится чуть кормовее миделя. Ее перенос позволил освободить место в носовом и среднем салонах, где мы разместили 120 пассажиров, а в корме — зоне повышенного шума и вибрации — выделить большие помещения для бара».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авиационные технологии

Руководство судостроительного завода «Вымпел» приняло решение строить головную «Комету 120М» в Рыбинске. Для этого пришлось освоить новые технологии, многие из которых пришли из авиационной промышленности. Дело в том, что корпус СПК «Комета 120М» делается из алюминиевых сплавов. А варить алюминий непросто — сварка «стягивает» металл. Если мы начнем сварку с правого борта, то судно изогнется вправо. Начнем слева — будет тянуть влево. Чтобы сохранить геометрию — а это безопасность, устойчивость судна на курсе, эстетика, — существует в судостроении такая технология, как стапель-кондуктор. Строительство скоростных судов из алюминиево-магниевого сплава ведется в специальном кондукторе из стальных профилей, фиксируется, выставляется «в нули» по нивелиру, по осям. Фактически, как постель будущего днища с сотнями ребер жесткости. К этим ребрам с помощью винтовых талрепов притягивается обшивка днища и бортов. После сварки обшивки получается жесткая конструкция, которую никуда уже не поведет. Далее на обшивку устанавливаются шпангоуты, стрингеры, поперечные и продольные переборки. После завершения сварочных работ стапель-кондуктор отсоединяется от днища, и с помощью подъемного крана корпус переставляется на вторую стапельную позицию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Авиационные технологии

Панели надстройки собираются из листов и профилей из алюминиевого сплава методом точечной (контактной) сварки, пришедшей на смену заклепкам. Дизайнеры предложили сложные обводы корпуса и рубки, но рыбинским судостроителям удалось воплотить их замысел в металле.

В крыльевом устройстве, выполненном из нержавеющей стали, предусмотрены закрылки с приводом от системы автоматического управления движением судна «Сердолик». Система позволяет повысить комфорт на борту за счет снижения качки и перегрузки при движении на волнении, а также в автоматическом режиме управлять движением судна по курсу. Можно на дисплее картографической системы задать маршрут, отметив точки и углы поворота, и наше судно, как самолет, дойдет до нужного порта. Все это усложнило крыло, и для того чтобы идеально соблюсти геометрические размеры, «Вымпел» также изготовил стапеля-кондукторы. Капитанский мостик, говорит Гаранов, выполнен в современном дизайне «стеклянная кабина». Это царство современных электронных приборов с дисплеями — строго в соответствии с правилами регистра. Управляют скоростным судном всего два человека — капитан и старший механик.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Авиационные технологии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На «Комете 120М» много новшеств. Например, здесь впервые была реализована идея самолетной двери. В результате улучшается дизайн, снижается сопротивление воздуха. Так как судно при движении «стоит» на двух крыльях, при волнении оно изгибается, и раньше на СПК часто заклинивало двери. Чтобы этого не происходило, дверные проемы сейчас усилены, их жесткость существенно возросла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Само крыло со стойкой сделано из нержавеющей стали, а кронштейн, с помощью которого оно крепится к корпусу, — алюминиевый. Как известно, алюминий и сталь образуют гальваническую пару, что ведет к электрокоррозии. Чтобы ее избежать, крепежные болты оклеивают стеклотканью и между фланцами укладывается электроизолирующая прокладка. В сухом состоянии сопротивление изоляции должно быть не меньше 10 кОм.

Авиационные технологии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из авиации пришел и способ контроля прочности конструкций корпуса и крыльевых устройств. Скоро СПК будет спущено на воду. На крылья и корпус в районе наибольших напряжений будут наклеены тензодатчики, судно будет забалластировано до «полного» водоизмещения и выйдет на мореходные испытания. В случае, если датчики зафиксируют превышение допустимого напряжения, корпус или крылья в этом месте будут усилены. Можно заранее заложить металл с излишком, говорит Гаранов, но судно тогда получится слишком тяжелым. А мы делаем изящную легкую красавицу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оптимисты

Сергей Королёв, директор по маркетингу и внешнеэкономической деятельности в ЦКБ по СПК им. Алексеева, смотрит в будущее с оптимизмом. Порядка 20 лет никто не создавал суда на подводных крыльях, говорит он. Весь скоростной флот с СПК — остатки былой роскоши XX века. А спрос на него есть. Например, пассажиропоток на СПК в Санкт-Петербурге вырос с 700 000 в 2014 году до миллиона человек в 2016-м. Это рынок как раз для новой «Кометы 120М». Заложенное в Нижнем Новгороде 45-местное речное пассажирское СПК «Валдай-45» ориентировано на другой рынок — социальные региональные перевозки в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. «Северречфлот» там перевозит большое количество пассажиров, поскольку практически отсутствует автомобильное сообщение.

Авиационные технологии

Активно ведутся переговоры с Египтом, странами Персидского залива, Юго-Восточной Азии. Особые надежды возлагаются на пассажирский газотурбоход «Циклон 250М», который идеально подходит для дальних морских маршрутов в Азии. Но об этом в другой раз — чтобы не сглазить.

Insignificant Other
Insignificant Other 12 Февраля, 22:59
Сергей Королёв - это кто?
Римма Усаева
Римма Усаева 23 Января, 21:09
В начале 1970-х частенько из Уфы по реке Белой добирались до бабушки в деревню на "Ракете" !!! Более полувека не была в Башкирии. Как сейчас добираются по р. Белой из Уфы до пристани Казанцево?
Просто гений. Kit
Просто гений. Kit 28 Декабря 2021, 16:08
Довелось прокатиться в 1989 г на "Ракете" по Оби от Камня-на-Оби до Новосибирска. Очень противоречивые ощущения, на судне стоял дизельный низкооборотный двигатель и тарахтел как трактор, но при этом скорость была 80 км/ч. Скорость набирал не спеша и выходил на крылья. Сам кораблик был уже старенький потрепанный. Заходил в прибрежные деревеньки и собирал народ.
Andrus Herkül
Andrus Herkül 25 Апреля 2021, 23:34
Chtoto ne upomjanajucja postrojennyje dlja Estonni suda na VP, kotoryje kursirujut Tallinn- Helsinki
Владимир Кизарев
Владимир Кизарев 14 Апреля 2021, 10:10
Такие суда очень пригодились бы на маршруте Санкт-Петербург - Калининград. Я бы с удовольствием прокатился. За 8-10 часов можно было бы доехать с ветерком по Балтике !!!
Андрей Галкин
Андрей Галкин 16 Января 2021, 12:05
Очень полезная статья об СПК и Ростиславе Алексееве. Слава гениальному конструктору и основателю строения СПК в СССР. Только, Алексеев если бы увидел конструкцию, которую назвали Комета 120М, наверно бы просто пришел в ужас. Скорее бы, этому сооружению подошло бы название - ГРАВИЦАПА... Кто эточудище изобрел???? Стыдно должно быть.... Настоянии кометы (Алексеевские) в разы по своим ТТД превосходят по своим параметрам эту ГРАВИЦАПУ. Хотя бы спросили у людей кто работал на Метеорах и Кометах советы и рекомендации. Гораздо проще, было бы сделать рестайлинг Кометы - поставить колхидовские крылья, двигатели MTU или т.п., салоны от Boing, чуть добавить современной навигации... и для нормальной кометы (обновленной)больше ничего не надо. Радует одно, что рабочим на заводе дали дополнительные рабочие места... да, было бы очень неплохо, что бы "гениальный конструктор ГРАВИЦАПЫ" подумал - почему Комета 120М в тихую погоду швартуется 10 - 20 минут, а старая СПК Комета швартуется в один два реверса за 2 - 3 минуты....
Владимир Тимершин
Владимир Тимершин 14 Января 2021, 14:47
Как приятно это все читать! Задел идет из СССР. Спасибо вам ребята за труд. Горжусь вами. А вот наш гарант гутарил, что кроме галош в СССР ничего не делалось. Сдается мне, что гарант наш как всегда брешет!
Иван Константинов
Иван Константинов 13 Января 2021, 12:07
Какие то уродцы на фото.Старые были симпатичней.
Settler
Settler 07 Января 2021, 05:46
Помню, катался.. и помню жуткий звук мотора.. Думаю без решения этой проблемы всё будет напрасно.
Андрей Глуховцев
Андрей Глуховцев 06 Января 2021, 19:16
Это, конечно, должна быть гос программа с поддержкой государства. Когда на эту тему обратят внимание? Золотая жила, на самом деле...
Дмитрий Яковлев
Дмитрий Яковлев 26 Октября 2018, 13:31
Здравствуйте. Мы делаем макеты новых СПК для Н Городского ЦКБ, очень интересные теплоходы. https://vk.com/club166697417
Александр Мякинин
Александр Мякинин 17 Мая 2018, 15:30
У нас по Волге ом  ходил- так его убрали - поставили лодочника на казанке- он пальцы веером - тебя за 200 руб повезу- тебя за 1000- тебя вообще не повезу- зимой хоть по льду можно- а так через Волгоград только в объезд на маршрутке.властям - плевать,что он нелегальный и одного уж человека утопил.На продажу всё.А мы  - волгоградцы не люди.
Georgy Tsiklauri
Georgy Tsiklauri 27 Июня 2017, 10:47
проекты хорошие и реально востребованы только реализовать их невозможно из-за разделения КБ и завода две абсолютно разные организации которые борются за выживание своими способами у одной еще (наверно) остались производственные мощности у другой конструкторская документация они никогда не смогут договориться печаль печаль печаль…
Dantor
Dantor 10 Июня 2017, 15:42
скрестим пальцы....еще бы ЭКИП возродили и экранопланы вот житуха бы началась! ::))
Яне Кро
Яне Кро 04 Июня 2017, 12:32
дай Бог
sq-deep
sq-deep 04 Июня 2017, 11:15
Круто! Очень скучаю по Ракетам на Москва-реке :)
rvasilev
rvasilev 04 Июня 2017, 10:06
К сожалению в статье ничего не сказано об уменьшении высокочастотной вибрации и шума. Это были болезненными недостатками в прошлых моделях. Не зря речники, работавшие на этих судах уходили на пенсию в 45 лет. Многие не доживали и до 60 -ти. Знаю это, как сын одного из капитанов Ракеты.
inyazserg
inyazserg 01 Июня 2017, 19:48
Что за суеверия в статье? "чтобы не сглазить" - тогда уже и видео разместите, где по дереву стучите.
Renics Nikoroc
Renics Nikoroc 28 Мая 2017, 17:09
Ты хоть раз путешествовал на этом водном транспорте, впечатления незабываемые, а об рассуждениях рентабельности оставьте это для специалистов. Ибо человек несвязанный ничем с этим производством и эксплуатацией этих судов находится от этого далеко далече, чтобы об этом судить.
dr-ovosek2.0
dr-ovosek2.0 27 Мая 2017, 03:37
СПК, увы, подходят России, как корове седло, из-за слишком короткого навигационного периода -- в среднем всего 6 месяцев, а вот в ЮВА при круглогодичной эксплуатации и отсутствии серьезной конкуренции со стороны наземного транспорта они вполне могут окупаться. У нас же они смогут быть рентабельными только при существенном росте уровня жизни, развитии межобластного туризма и повышении мобильности населения. Нам сначала надо стать богаче и интереснее самим себе.
Grigori Nikitin
Grigori Nikitin 11 Января 2021, 06:39
Ну не так уж всё тут трагично и фатально! Да, Россия такая страна что ей приходится иметь средства транспорта и для зимы и для лета; вот и коняг своих народ испокон веку запрягал зимой в сани а летом в телеги -- и ничего -- дожили до эпохи аэросаней, экранолётов, судов на воздушной подушке и подводных крыльях, самолётов, дирижаблей и ракет для путешествий в космос, на МКС или Луну; не говоря уж о джипах! Окупаться... это конечно всегда хорошо; но есть потребности и побольше масштабом и важностью; бесконечные просторы страны нужно осваивать чего бы это ни стоило! В том числе имея целью всеобщее процветание! И СПК подходят России самой и как средство зарабатывания денег на международной арене, возвращая России престиж, уважение и восхищение!
Кирилл Палецкий
Кирилл Палецкий 26 Мая 2017, 23:17
От Мурманска до Архангельсяка по воде 800 км. А паровозом - 2000 км!!! При скорости, сравнимой со скоростью СПК! Почувствуй разницу, что называется. А перемещение по крупным рекам, таким как Обь, Енисей и прочие, коих у нас в стране множество!...
Alex968m
Alex968m 26 Мая 2017, 22:57
Жаль только двигатели теперь иностранные :( Ну и объемы производства вряд ли уже сравнятся с советскими...
Grigori Nikitin
Grigori Nikitin 11 Января 2021, 07:03
Начнут массово и стабильно производить СПК -- и моторостроители подтянутся; появятся свои моторы и тут!
Загрузка статьи...