РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как защищают от подделок почтовые марки: секреты ремесла

Существует множество способов защитить банкноты от подделки – водяные знаки, защитные нити, кольца Омрона и т. д. А как быть с почтовой маркой? Она тоже является знаком оплаты и должна быть защищена от подделок – при этом площадь ее значительно меньше, чем у купюры, а печать значительно дешевле. Но способы защиты есть.
Как защищают от подделок почтовые марки: секреты ремесла

Существует два типа филателистических подделок — в ущерб почтовой службе и в ущерб коллекционированию. В первом случае подделываются обычные марки стандартных выпусков; подделки наклеиваются на конверты, а фальсификатор избегает оплаты почтового отправления. Во втором случае подделываются ценные и редкие марки, за которые можно выручить значительные суммы у коллекционеров. С подделками в ущерб почты борются различными методами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Бутан: марки-пластинки, первые в мире «говорящие» марки; на них записан гимн Бутана, народная музыка и информация о стране на английском.

Решетка

В XIX веке, когда почта была достаточно дорога, гашеные марки отпаривали от конвертов, счищали штемпель и перепродавали для повторного использования. Чтобы избежать такого мошенничества, в 1865 году специалист Американской банкнотной компании Чарльз Стил предложил использовать так называемые решетки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Оборотная сторона марки с решеткой (1869 год).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Решетка представляла собой тяжелый рифленый штамп, которым продавливалась марка после типографской печати. На бумаге образовывался едва заметный рельеф, в который при прохождении через почту чернила штемпеля въедались намертво, так что счистить его без повреждения марки было невозможно. Одноцентовая марка 1868 года с решеткой типа Z (всего существовало 11 типов) сегодня входит в десятку самых дорогих марок мира — в 1998 году ее продали почти за миллион долларов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
США: трехцентовик 1867 года; в области, где чернила въелись в решетку, видны «клеточки».

Водяные знаки

Как и на банкноты, на значительное количество почтовых марок наносятся водяные знаки. В XIX — первой половине XX века они присутствовали почти на каждой марке, сегодня же почти вышли из употребления из-за удешевления почты и уменьшения циркуляции марок. Обычно водяные знаки на марках представляют собой простые символы — геометрические фигуры, буквы, упрощенные гербы стран-эмитентов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нестандартные материалы и изображения

Несмотря на то что чаще всего марки печатаются на бумаге, в разное время — как в целях защиты от подделок, так и в эстетических — для марок использовались необычные материалы. Например, алюминиевая, стальная, палладиевая или даже платиновая фольга, шелк, деревянные дощечки, керамические пластинки, капрон и т. д. Исландия печатала марки краской, содержащей микрочастицы пепла Эйяфьятлайокудля, а Марокко — краской с песчинками из пустынных дюн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В большинстве случаев подобная экзотика способствует привлечению коллекционеров, но с другой стороны, подделка таких марок необычайно сложна и нерентабельна. Другой метод защиты от подделки — усложнение самого рисунка: например, печать марок с 3D-эффектом или иллюзией движения при повороте изображения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Португалия. Марка, напечатанная на тонкой пластинке из пробки (примерно треть всех пробковых деревьев выращивается именно в Португалии).
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Перфин

Официальная корреспонденция в разное время франкировалась не обычными марками, а служебными, закупавшимися крупными партиями и предназначенными для ведомственной переписки. Чаще всего служебные марки делали из обычных путем надпечатки или прокалывания ряда отверстий, образующих определенный знак или аббревиатуру. В последнем случае получался так называемый перфин.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Северное Борнео: перфин REVENUE на марке Северного Борнео 1909 года; перфин превращает марку в фискальную.

Смысл подобной методики заключался в том, что при незаконном попадании перфорированной служебной марки в частные руки человек не мог использовать ее для оплаты обычного почтового отправления или продать.

Разновидности перфинов для служебных марок.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подделка на миллион

Подделка марок практикуется не только для бесплатного отправления писем, но и для серьезного заработка. Редкие и уникальные марки на аукционах могут стоить миллионы долларов — практически каждая редкая марка хотя бы раз в своей истории служила объектом подделки.

Эпоха знаменитых фальшивомарочников пришлась на начало XX века. Самым известным был итальянец Жан де Сперати (1884−1957), за 40 лет продавший более 5000 поддельных марок и попавшийся лишь в глубокой старости.

В июне 2014 года на аукционе Sotheby’s была продана одноцентовая марка Британской Гвианы 1856 года, известная в филателистическом бизнесе как British Guiana 1c magenta. Итоговая стоимость составила $9 480 000. Эту марку, существующую в единственном экземпляре, подделывали несколько раз. Наиболее известная подделка принадлежала руке фальсификатора Питера Уинтера, изготовившего ее в 1999 году из более распространенной, но схожей по рисунку четырехцентовой марки того же периода. Эксперты признали подделку гениальной и выявили фальсификацию лишь после многонедельного исследования. Уверенность в том, что это фальшивка, была основана на негативной репутации Уинтера — если бы марка пришла из других рук, подделку могли не обнаружить.

Загрузка статьи...