8 самых больших грузоподъемных вертолетов: винтокрылые гиганты

Если первые вертолеты с трудом могли перевозить одного-двух человек, то сегодня их потомки способны поднимать в воздух десятки тонн груза. Например, самый большой вертолет в мире был построен около 60 лет назад – и он до сих пор с легкостью может отправить в путешествие несколько тяжеловесных автобусов!
8 самых больших грузоподъемных вертолетов: винтокрылые гиганты
Unsplash

Так сложилось исторически, что лидерами в разработке и производстве тяжелых транспортных – и самых больших – вертолетов в мире всегда были СССР и США. Именно в этих странах были созданы несколько уникальных моделей, характеристики которых до сих пор остаются непревзойденными.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

B-12

  • Длина: 37 м
  • Вес: 69 100 кг
  • Грузоподъемность: 44 200 кг
  • Страна производства: СССР

Какой самый большой вертолет в мире? Спустя десятки лет победа в этом соревновании принадлежит В-12, или, как его еще неофициально называют, – Ми-12. Первым в мире по разработке тяжелых вертолетов является Конструкторское бюро имени М. Л. Миля, выпустившее летом 1967 года вертолет В-12. Это была не просто уникальная машина, но и рекордсмен, установивший восемь мировых рекордов, многие из которых никогда не будут побиты – во всяком случае, в обозримом будущем. В-12 весил 105 тонн, мог разгоняться до 260 км/ч и поднимал груз массой 44,2 тонны на высоту 2250 метров.

Инициатором разработки этого винтокрылого вертолета-гиганта стало Минобороны СССР, которому требовался транспорт для перевозки тактических ракет. Вот почему машина имела типичный самолетный фюзеляж длиной 37 метров с крылом обратного сужения, на концах которого установлены по два газотурбинных двигателя Д-25ВФ мощностью 6500 л.с. каждый. Двигатели вращали два винта диаметром 35 метров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самый большой вертолет в мире Ми-12 совершил свой первый полет 27 июня 1967 года, а в 1971 году машина произвела фурор на авиасалоне в Ле-Бурже. Вертолет должен был получить обозначение Ми-12, но к началу семидесятых годов военным он стал не нужен, а в народном хозяйстве для этого гиганта попросту не было работы. Несмотря на то, что машина была готова к производству, запуск в серию был признан экономически нецелесообразным, и проект закрыли. Всего было изготовлено две машины, которые сохранились до наших дней. В воздух они больше не поднимаются, а являются музейными экспонатами.

Изначально самый большой вертолет в мире В-12 разрабатывался для перевозки баллистических ракет. Сейчас же его производство приостановлено – посмотреть на машину можно только в музее.
Изначально самый большой вертолет в мире В-12 разрабатывался для перевозки баллистических ракет. Сейчас же его производство приостановлено – посмотреть на машину можно только в музее.
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ми-26

  • Длина: 40 м
  • Вес: 28 200 кг
  • Грузоподъемность: 56 768 кг
  • Страна производства: СССР, Россия

В конце 1960-х одновременно с разработкой В-12 Конструкторское бюро Миля решило модернизировать транспортный вертолет Ми-6. В результате на свет появилась новая модель. Первый полет машина совершила 14 декабря 1977 года и тут же принялась устанавливать мировые рекорды, став в итоге 14-кратным чемпионом. К тому же, Ми-26 – самый большой вертолет в мире. Именно ему до сих пор принадлежит подъем груза массой 25 тонн на высоту 4600 метров и на 2000 метров с полной взлетной массой 56 768 килограмм.

Самый большой военный вертолет в мире поступил на производство в 1980 году в Ростове-на-Дону. Вертолет оснащается двумя газотурбинными двигателями совокупной мощностью 22 800 л.с., может перевозить на внешней подвеске груз массой 15 тонн, развивать скорость 295 км/ч и преодолевать 600 километров. Его уникальные характеристики вызвали интерес со стороны заказчиков со всего мира: Ми-26 в различных модификациях поставлялся в 12 стран, где используется как военно-транспортный вертолет. Некоторое количество машин эксплуатируется в бывших республиках СССР. На сегодняшний день изготовлено более 320 машин и их выпуск в Ростове продолжается.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самый большой вертолет в мире весом около 30 тысяч килограмм – советский Ми-26. Он использовался в гражданских и военных целях, например, для эвакуаций двух вертолетов «Чинук» в Афганистане или совершения гуманитарных миссий в Нагорном Карабахе.
Самый большой вертолет в мире весом около 30 тысяч килограмм – советский Ми-26. Он использовался в гражданских и военных целях, например, для эвакуаций двух вертолетов «Чинук» в Афганистане или совершения гуманитарных миссий в Нагорном Карабахе.
Соцсети

Sikorsky CH-53E Super Stallion

  • Длина: 30 м
  • Вес: 15 070 кг
  • Грузоподъемность: 16 239 кг
  • Страна производства: США
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В отличие от СССР, в США подобные вертолеты никогда не строили. Самая тяжелая из построенных американцами машин – Sikorsky CH-53E Super Stallion – весит чуть более 33 тонн и может перевозить 14 тонн груза внутри грузового отсека и около 16,3 тонн на внешней подвеске. Разработка транспортного средства началась в 1971 году по заказу Корпуса морской пехоты США, которому требовался более вместительный грузовой вертолет, чем та же модель с названием Sea Stallion. От своего предшественника «Супержеребец» (так переводится словосочетание Super Stallion) унаследовал около 50% общих узлов и агрегатов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, он обзавелся третьим двигателем, измененными винтами, а также системой дозаправки в воздухе с помощью телескопической штанги в носу и значительно большим применением композитных материалов и легких сплавов в конструкции. Первый полет Sikorsky CH-53E Super Stallion совершил 1 марта 1974 года, но из-за катастрофы прототипа испытания были отложены почти на год. Серийное производство этих больших вертолетов началось в 1980 году, а на вооружение он поступил годом позже. Сейчас Sikorsky CH-53E Super Stallion – самый тяжелый из всех машин, выпускаемых в США.

Хоть машина и занимает четвертое место после советских гигантов В-12, Ми-26 и Ми-6, Sikorsky CH-53E Super Stallion считается одним из самых больших вертолетов, грузоподъемность которого достигает более 16 тонн.
Хоть машина и занимает четвертое место после советских гигантов В-12, Ми-26 и Ми-6, Sikorsky CH-53E Super Stallion считается одним из самых больших вертолетов, грузоподъемность которого достигает более 16 тонн.
Соцсети

Boeing CH-47 Chinook

  • Длина: 30 м
  • Вес: 24 494 кг
  • Грузоподъемность: 12 284 кг
  • Страна производства: США

Самым массовым транспортным вертолетом США и их стран-союзников является Boeing CH-47 Chinook. Разработка этой машины началась в 1956 году, причем американцы выбрали неординарную двухвинтовую продольную схему. Такая ранее использовалась КБ Яковлева, фирмами Bristol и Piasecki, но общемирового распространения не получила, несмотря на то, что у нее есть свои плюсы. Главный из них – вместительный и удобный в эксплуатации грузовой отсек. Один из самых больших грузовых вертолетов в мире, он весит 24,5 тонны, может перевозить грузы массой до 12,2 тонны, а также развивает скорость 285 км\ч и поднимается на высоту 3100 метров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На вооружение этот грузоподъемный вертолет поступил в 1962 году и вскоре отправился во Вьетнам, показав себя незаменимой и универсальной машиной. Правда, почти половина вертолетов была потеряна от огня противника и в летных происшествиях. Тем не менее, военные остались довольны – Chinook по-прежнему выпускается, пережив множество модернизаций, и до сих пор оставаясь «рабочей лошадкой» во многих уголках мира. «Чинук» экспортировался в более чем 20 стран, а в Италии и Японии выпускался по лицензии.

Самый большой боевой вертолет в мире – Boeing CH-47 Chinook, который наиболее активно использовался США во время войны во Вьетнаме.
Самый большой боевой вертолет в мире – Boeing CH-47 Chinook, который наиболее активно использовался США во время войны во Вьетнаме.
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

AgustaWestland AW101

  • Длина: 23 м
  • Вес: 10 500 кг
  • Грузоподъемность: 15 600 кг
  • Страна производства: Италия, Англия

Европейские вертолетостроительные компании никогда не создавали ничего аналогичного Ми-24 и даже Boeing CH-47 Chinook. Самый тяжелый европейский транспортный вертолет – это итало-британский AgustaWestland AW101. Разработка машины началась в 1981 году, первый полет она совершила 9 октября 1987 года, а затем из-за перебоев с финансированием и катастрофы опытного образца начало серийного производства постоянно откладывалось. Английские и итальянские заказчики долго не могли решить, сколько им надо вертолетов, и только интерес со стороны других стран позволил начать серийное производство самого большого вертолета в 2000 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

AW101 оснащается тремя двигателями совокупной мощностью 6300 л.с., весит 15,6 тонны и может перевозить груз массой до 5,4 тонны на внешней подвеске или 5 тонн в грузовой кабине. Максимальная скорость вертолета составляет 309 км/ч, потолок – 4570 метров, а дальность полета достигает 1130 километров. Стоит отметить, что по многим показателям AW101 получился весьма интересным, в том числе и для США, где компания Lockheed Martin наладила его лицензионное производство под названием VH-71 Kestrel. Это самый большой грузовой вертолет в мире, который на данный момент выполняет поисково-спасательные операции, а в 80-е годы активно использовался для борьбы с иностранными подводными судами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самое любопытное, что эта «иномарка» используется президентом США. Дело в том, что трехдвигательный европейский вертолет считается одним из самых надежных в мире, что и сыграло свою роль при выборе «борта» для главы Белого дома. AW101 также выпускается по лицензии в Японии, и экспортировался в пять стран. В некоторых из них он известен под именем Merlin – эти большие вертолеты, оборудованные персональными локационными системами, успешно обеспечивают безопасность над морским пространством. Среди «коллег» машина обладает большим радиусом действия, крайне вместительным салоном, – более 30 пассажиров – а также возможностью работы во время экстремальных перепадов температур.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На фото самый большой вертолет в мире AgustaWestland AW101 выглядит как обычная машина. На самом деле он применяется в военных целях в Великобритании, Португалии, Дании и других странах, в особенности, над морскими водами.
На фото самый большой вертолет в мире AgustaWestland AW101 выглядит как обычная машина. На самом деле он применяется в военных целях в Великобритании, Португалии, Дании и других странах, в особенности, над морскими водами.
Соцсети

Bell Boeing V-22 Osprey

  • Длина: 17 м
  • Вес: 15 030 кг
  • Грузоподъемность: 27 443 кг
  • Страна производства: США

Эта машина – единственный серийно выпускаемый винтоплан в США, который может поднимать в небо грузы в 27,5 тонн и перевозить до 24 пассажиров. Летные испытания пришлись на 80-е годы, но через десятилетие финансирование было практически полностью прекращено. Известно, что в 2008 году Пентагон закупил 167 «Оспри» и даже поставлял эти самые большие вертолеты зарубеж: в Израиль, ОАЭ и Саудовскую Аравию. Первый трансконтинентальный полет на расстояние 4,5 тысяч километров состоялся в апреле 2011 года. Через месяц именно на конвертоплане Bell Boeing V-22 Osprey было перевезено тело убитого Усамы бен Ладана. В 2017 году их использовали для проведения операции против Аль Каиды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас он находится на службе у ВМС и ВВС США. Этот самый грузоподъемный винтоплан может перевозить 6,1 тысяч килограмм на внешней подвеске и 9 тысяч в грузовом отсеке. Кроме того, он оснащен дополнительными комплектующими для транспортировки наиболее крупных грузов. Вертолет отстраивался с повышенным сопротивлением к урону от боевой техники, а также внутренней защитой личного состава. Именно это позволяет транспортному средству наиболее удачно проводить морские десантные операции. Даже в случае крушения машина сможет некоторое время оставаться на воде – экипаж успеет эвакуироваться из подбитого вертолета и получить помощь.

Максимальная грузоподъемность самого большого вертолета Bell Boeing V-22 Osprey составляет около 28 тысяч тонн при общей длине машины в 17 метров. Несмотря на короткий фюзеляж, площадь крыла в полете составляет 28 квадратных метров!
Максимальная грузоподъемность самого большого вертолета Bell Boeing V-22 Osprey составляет около 28 тысяч тонн при общей длине машины в 17 метров. Несмотря на короткий фюзеляж, площадь крыла в полете составляет 28 квадратных метров!
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ми-6

  • Длина: 33 м
  • Вес: 26 500 кг
  • Грузоподъемность: 41 700 кг
  • Страна производства: СССР, Россия

В списке больших вертолетов почетное место одного из героев–тяжеловесов занимает советский Ми-6. Его первый полет состоялся 5 июня 1957 года – с тех пор и до 2002 года, когда он вышел из эксплуатации, этот гигант поставил 16 мировых рекордов! В первые три года жизни он первый в истории авиации поднял груз в 12 тонн на высоту 2,5 тысяч метров, 5 тонн на высоту 5,5 тысяч и более 10 тонн – 6 тысяч метров! А в 1961 году он сумел достичь скорость в 320 км/ч, которая ранее считалась попросту невозможной для такого вида транспорта.

Это был первый вертолет в Советском союзе, у которого была предусмотрена перевозка грузов на внешней подвеске до 8 тонн. Данные вертолеты-гиганты справлялись с весом до 20 тонн. Тем не менее вскоре ему на смену пришел Ми-26 – более габаритная и грузоподъемная модель. Всего было собрано около одной тысячи единиц Ми-6 – многие из них СССР экспортировал во Вьетнам, Ирак, Сирию, Пакистан, Египет, Польшу и другие страны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ми-6 совершил свой первый полет в 1957 году – спустя четыре года после начала строительных работ. Это был не только самый большой вертолет в СССР – он поставил 16 мирвых рекордов по грузоподъемности.
Ми-6 совершил свой первый полет в 1957 году – спустя четыре года после начала строительных работ. Это был не только самый большой вертолет в СССР – он поставил 16 мирвых рекордов по грузоподъемности.
Соцсети

Ми-38

  • Длина: 20 м
  • Вес: 9 200 кг
  • Грузоподъемность: 15 600 кг
  • Страна производства: СССР, Россия
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История одного из самых больших вертолетов в мире Ми-38 началась еще в Советском союзе – и продолжается по сей день. В 1981 году по постановлению Совета Министров и ЦК КПСС было начато строительство более совершенного, но в то же время экономически выгодного преемника Ми-26. Модель Ми-26 могла поднять в воздух около 57 тонн, но являлась слишком тяжелой и «ненасытной», нежели молодой Ми-8. Последний вертолет перевозил грузы до четырех тонн – этого, конечно, для многих военных задач было недостаточно. Именно поэтому будущий герой получил сначала наименование Ми-8М как среднее звено между тяжеловесом и «легкоатлетом».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ми-38 оснастили двигателем ТВ7-117 – он был мощнее и дешевле предшественника. Благодаря перемещению топливных баков под пол грузового отсека, эти вертолеты-гиганты стали легче взлетать и садиться, а также полностью избавились от тряски. К началу 90-х машины могли поднять в воздух до 13-ти тонн, при максимальной загрузки грузоподъемность составляла около 14,5 тонны. Но из-за отсутствия финансирования никто не решался и подумать о продолжении развития этих вертолетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но Ми-38 действительно повезло: в советский проект вступила франко-немецкая компания Eurocopter, при содействии которой машина получила новое оборудование для систем управления. А в 1997 году Канадой заводу были практически подарены моторы PW-127T/S, с которыми Ми-38 совершил свой самый первый полет. Наступил он, правда, лишь в 22 декабря 2003 года – а обещанный патент на вертолет канадцам так и не был «возвращен». Серийное производство самого большого и мощного вертолета в мире было запущено только в 2018 году.

В 2006 году он пошел на мировой рекорд: на высоту 8170 метров транспортное средство подняло груз в 11,1 килограмм – скорость полета при этом составляла 320 км/ч. В среднем самый грузоподъемный вертолет Ми-38 может перевозить грузы в 14,2 тонн, когда как максимальная взлетная масса составляет 15,6 тонн. Длина этой машины короче предшественника Ми-8 на пять метров и в два раза меньше, чем у Ми-26. Такой вертолет, хоть и получил жизнь уже задолго после распада СССР, является на сегодня одним из наиболее конкурентоспособных в мире.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самый большой вертолет в мире грузоподъемностью 15,6 тонн Ми-38 может перевозить как технику, так и до 30 пассажиров в условиях экстремальных температур.
Самый большой вертолет в мире грузоподъемностью 15,6 тонн Ми-38 может перевозить как технику, так и до 30 пассажиров в условиях экстремальных температур.
Соцсети