РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Детеныш «кукурузника»: почему был прекращен выпуск Ан-3

В мае 2009 года был прекращен выпуск биплана Ан-3, непростая судьба которого вызывает массу вопросов до сих пор.
Детеныш «кукурузника»: почему был прекращен выпуск Ан-3

Ан-3 в момент своего создания имел поистине блестящие перспективы: он создавался на замену легендарному «кукурузнику» (Ан-2), самолету-легенде, попавшему в Книгу рекордов Гиннесса. Начиная с 1947 года, Ан-2 был выпущен в количестве более 18 тысяч штук, экспортировался почти в 30 стран и выпускался по лицензии в Польше и Китае. Этот самолет стал самым массовые послевоенным многоцелевым бипланом в мире и, даже спустя полвека после своего рождения, оставался востребованным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на фантастическую простоту, дешевизну и ремонтопригодность, время брало свое. «Кукурузнику» требовалась модернизация, которую постоянно откладывали «до лучших времен». Хотя уже в 1960-е годы много говорилось о том, что Ан-2 должен, как минимум, пройти ремоторизацию. Его поршневой двигатель АШ-62ИР являлся потомком американского Wright R-1820 Cyclone 9 образца 1931 года. Мотор неплохой, долго эксплуатировавшийся во всем мире, включая США, но к началу 1970-х он выглядел настоящим анахронизмом.

КБ Антонова было сильно загружено проектированием и модернизацией транспортных самолетов, и до «кукурузника» все как-то не доходили руки, однако к концу семидесятых годов прошлого века после достаточно долгого периода согласований был утвержден проект модернизированного Ан-2, получившего логичное название Ан-3. Первый полет новый самолет совершил 13 мая 1980 года, но к полноценным Государственным испытаниям приступил только в 1986 году. Завершил он их, спустя три года, когда до него никому уже не было дела. Ан-3 рассматривался, в первую очередь, как сельскохозяйственный транспорт, он должен был выпускаться в Польше, которая в рамках сотрудничества стран соцлагеря отвечала за производство сельскохозяйственных самолетов. Но к 1990 году Польша не скрывала, что ей далее с соцстранами не по пути. В самом СССР экономика катилась в пропасть, и в стране были проблемы посерьезнее, чем запуск в серию Ан-3. Так что не будет слишком большим преувеличением утверждение, что первый вариант самолета убила перестройка и начавшиеся вслед за ней деструктивные процессы в стране.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ан-3

После развала СССР в экс-советских республиках и бывших соцстранах осталось огромное количество Ан-2, которым требовалась модернизация и тогда за дело решили взяться инженеры омского ПО «Полет», используя наработки КБ Антонова. Первым делом самолет оснастили турбовинтовым двигателем ТВД-20 Омского моторостроительного конструкторского бюро (ОМКБ). Также была заменена обшивка крыла на спецткань с увеличенным сроком службы, усилен центроплан, появился аварийный выход, установлена навигационная система и доработана система управления. Так как спрос на сельскохозяйственные модификации самолета снизился в разы, то биплан было решено выпускать в транспортном варианте, который получил обозначение Ан-3Т. Первый полет машина совершила 17 февраля 1998 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главным плюсом проекта являлась возможность «конвертации» Ан-2 в Ан-3Т за относительно небольшие деньги – порядка 250 тысяч долларов или одну треть от стоимости нового самолета. Применение 1375-сильного двигателя ТВД-20 вместо 1000-сильного АШ-62ИР увеличило энерговооруженность машины, а также позволило использовать не бензин, а керосин, что удешевляло эксплуатацию. Кроме того, изменение носовой части улучшило аэродинамику и, как следствие, летные характеристики.

Ан-3Т мог перевозить до 18 пассажиров или до 1800 кг груза на расстояние до 750 километров. Максимальная дальность полета пустого самолета составляла 1230 км, потолок – 3900 метров, крейсерская скорость – 255 км/ч. Как и предшественник Ан-2, «тройка» могла использовать колесное или лыжное шасси и взлетать с небольших необорудованных площадок. Ан-3Т был типичным самолетом «малой авиации», предназначенным для использования в малонаселенной местности, связывая деревни и села с районными центрами. Казалось бы, такой самолет должен был быть востребованным в нулевые годы, но так получилось, что с 2000 по 2009 годы было выпущено всего 25 Ан-3Т. И это несмотря на тысячи Ан-2, которые можно было «конвертировать» до уровня Ан-3Т. Однако эксплуатанты этих самолетов часто просто не имели возможности вложить в модернизацию от 250 до 400 тысяч долларов, предпочитая «выжимать» из старых «кукурузников» последние жизненные соки. Одно время интерес к Ан-3Т проявляло МЧС России: стоимость эксплуатации самолета была почти в пять раз меньше, чем эксплуатация вертолета Ми-8, да и ремонт его не требовал серьезных затрат. Но дело окончилось закупкой лишь нескольких самолетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ан-3

В общем, имея блестящие перспективы, Ан-3Т стал одним из самых громких провалов в истории постсоветской авиации. Его слишком долго доводили до ума в 1980-е, а в постсоветское время и вовсе редко какому самолету удалось добиться хороших результатов. Особенно когда не было господдержки, да и с ней нередко случались провалы. Самолеты класса Ан-2/3 по прежнему востребованы в малонаселенных районах России, но уже который год у старичка «кукурузника» так и нет достойного преемника. Ан-3Т попробовали заменить самолетом ТВС-2, но в силу серьезной переделки конструкции, приведший к созданию фактически нового самолета, должна вырасти и цена. Это вряд ли благоприятно скажется на рыночных перспективах машины. Судя по всему, Ан-2 и редкие Ан-3Т будут летать еще несколько лет до полной выработки ресурса, после чего российская «малая авиация» будет напоминать лишь тень самой себя.

Mike Buxbaum
Mike Buxbaum 08 Февраля, 06:02
Не правильно поставили бизнес. Ан 2 нужно было выкупать у владельцев, модернизировать и предлагать в аренду по всему миру, с возможностью выкупа после окончания контракта со скидкой, Можно было даже создавать независимые частные лицензированные маленькие компании по всей России которые бы занимались сельскими перевозками. Когда башки нет , ее нет
Б б
Б б 02 Декабря 2021, 22:27
Ан-2 должен, как минимум, пройти ремоторизацию. Его поршневой двигатель АШ-62ИР являлся потомком американского Wright R-1820 Cyclone 9 образца 1931 года. Мотор неплохой, долго эксплуатировавшийся во всем мире, включая США, но к началу 1970-х он выглядел настоящим анахронизмом. =========== в этом и есть главная ошибка. Нужна "газель" а не реактивный истребитель. Турбовинтовой газотурбинный стоит как десять анушек с поршнями.
Александр Белявский
Александр Белявский 26 Ноября 2021, 19:14
А у нас массово какие самолеты делают ? По одному самолету в год , да и те самолеты почти не летают . Впечатление . Не дают это делать . Дожились . Огромные территории а своих самолетов ,как при СССР, нет .
Stas Nik
Stas Nik 24 Ноября 2021, 10:14
Переделка, осуществляемая на ПО "Полет" заключалась не только в ремоторизации. После проведенного ремонта самолет получал новый назначенный ресурс 20 000 летных часов. Что же касается ресурса двигателя, то и первые экземпляры авиадвигателя М-62 имели ресурс 50 часов. Ничего, потом "допилили".
Дмитрий Ходырев
Дмитрий Ходырев 17 Ноября 2021, 14:19
Видно, что автор немного не в теме... Переделка АН-2 на ПО "Полет" стоила сумму намного большую, чем 250 т долларов, суммы назывались начиная от полмиллиона. А в то время назначенный ресурс двигателя ТВД-20 составлял жалкие 1000 часов, поэтому, с помощью простой арифметики, стоимость летного часа АН-3 просто не могла быть низкой.
Б б
Б б 02 Декабря 2021, 22:32
Вот и стоит вся эта "ан-тристика" на вранье и ожидании господдержки. Двигун ГТ стоит от 1 млн долл. А то и два . Замена авионики тоже. Какому это надо фермеру или районному хозяйству? В америке под млн поршневиков, ничего, летают, не пищат
Владимир Фомушкин
Владимир Фомушкин 01 Ноября 2021, 20:40
Еще раньше, чем в Омске, в Москве было создано КБ АЭро Прогресс и в нем начали заниматься модернизацией АН2, которых было достаточно много списанных. В МАПО по документации конструкторов, где я был главным спец. по шасси, были переделаны несколько АН. Шасси было трехопорное с передней опорой шасси. Но вариант не пошел далее 3=х шт. из-за отсутствия финансирования. Движок был ТВД 10. Фирма была передана МЗ им.Хруничева. Далее все заглохло.
Шлёма Идишкоссак
Шлёма Идишкоссак 09 Октября 2021, 23:13
провал Ан-3 и его функциональных аналогов в постсоветской РФ-ии - это не провал самолетов, а провал бандитского капитализма
Шлёма Идишкоссак
Шлёма Идишкоссак 09 Октября 2021, 23:10
вот это: "... двигатель АШ-62ИР являлся потомком американского Wright R-1820 Cyclone 9 образца 1931 года. Мотор неплохой, долго эксплуатировавшийся во всем мире, включая США, но к началу 1970-х он выглядел настоящим анахронизмом" Вообще-то американские потомки того же мотора вполне себе успешно эксплуатировались США в время вьетнамской войны на противопартизанских самолетах
Петр Михеев
Петр Михеев 23 Сентября 2021, 23:32
Он провалился только на страницах Попмеханики
Василий Карасев
Василий Карасев 22 Сентября 2021, 16:40
Если бы этим транспортом Ан-3 пользовались наши " расейские " чинуши м. б. , что-то с этим самолётом и сдвинулось с места. А поскольку Ан-3 предназначается для нас сирых - ничего делать не надо - ходите пешком и не очень далеко , а лучше всего сидите на одном месте и не путайтесь под ногами у " их величеств ".
Б б
Б б 02 Декабря 2021, 22:33
вы с украины ? зазвенела кастрюлька, зашуршали шаровары...
Петр Михеев
Петр Михеев 09 Сентября 2021, 06:57
Пустая статья. Кто персонально на "Хруничеве" запретил выпуск Ан-3? О каком провале речь, если он летает до сих пор?
виктор никифоров
виктор никифоров 08 Сентября 2021, 17:34
А путятину не нужны отдалённые территории,он заинтересован,что бы деревни вымирали,что и происходит!!! Чем меньше народа в России-тем меньше "головной" боли! Качать газ и нефть из "дырок" что "просверлили" ещё коммунисты-много народу не надо! Поэтому и делается всё для уменьшения "поголовья" простого народа России! А все эти мизерные,смешные материнские капиталы-пиар для идиотов!!!
Б б
Б б 02 Декабря 2021, 22:34
опять шароварник вылез
Александр Ягусевич
Александр Ягусевич 06 Октября 2021, 17:57
До путятина был горботятин и ельцятин , ты ж как то выжил ??? Ну да ты ж себя к поголовью отнес .....ну тоды на забой ли на откорм ???
виктор никифоров
виктор никифоров 08 Сентября 2021, 17:34
А путятину не нужны отдалённые территории,он заинтересован,что бы деревни вымирали,что и происходит!!! Чем меньше народа в России-тем меньше "головной" боли! Качать газ и нефть из "дырок" что "просверлили" ещё коммунисты-много народу не надо! Поэтому и делается всё для уменьшения "поголовья" простого народа России! А все эти мизерные,смешные материнские капиталы-пиар для идиотов!!!
Б б
Б б 02 Декабря 2021, 22:34
Холопчег Крым не вернём!
Петр Михеев
Петр Михеев 09 Сентября 2021, 06:59
Ну да, с канадским двигателем- рентабельный?
Александр Кычкин
Александр Кычкин 08 Сентября 2021, 02:11
Это нишевой самолет, экономически нерентабельный. Очень узкая ниша. В СССР он пользовался огромной популярностью из-за дешевой рабочей силы (десятки тысяч пилотов), дешевого бензина и отсутствия наземного транспорта. Сейчас у него есть рентабельность только в очень узких нишах, при дешевом самом самолете (советский б/у, купленный за копейки и восстановленный б/у запчастями, с каннибализированных самолетов)
Б б
Б б 02 Декабря 2021, 22:35
Всё правильно. Нужно газель. Поршневая, бензиновая. Надёжная дешёвая ремонтопригодная
Александр Ягусевич
Александр Ягусевич 06 Октября 2021, 18:01
нУ ТЫ И ВЫСРАЛ ... мой братишка налетал на Аннушке херову часов (лет 20 )и нормально так доси х пор кумарит , а ты то сам запах кукурузника знаешь ????
Сергей Сергеевич Захаров
Сергей Сергеевич Захаров 06 Сентября 2021, 16:10
Этот самолет стал самым массовыеМММММ
Игорь Постнов
Игорь Постнов 21 Мая 2021, 09:30
АВТОРЫ!!! Молодежь, Запомните раз и навсегда: ЛЕГЕНДАРНЫЙ САМОЛЕТ АН-2 АНТОНОВА НИ КОГДА НЕ БЫЛ "КУКУРУЗНИКОМ". И НЕ ПУТАЙТЕ С НЕ МЕНЕЕ ЛЕГЕНДАРНЫМ САМОЛЕТОМ ПОЛИКАРПОВА ПО-2(У-2), который в действительности имел прозвище "КУКУРУЗНИК" при способности этой машины садиться и взлетать где угодно - УЧИТЕ ГОСПОДА ИСТОРИЮ АВИАЦИИ !!!!
Александр Ягусевич
Александр Ягусевич 06 Октября 2021, 18:04
Я в курсе что Пошка -2 имел такой погоняло )) АН -2 назвали так по той причине что его использовали ( в основном ) как сельхоз авиацию , говорю это не по наслышке , тем более в о времена Хрущева !!
Владимир Рябцев
Владимир Рябцев 08 Сентября 2021, 10:11
Они оба так назывались из-за применения в сельском хозяйстве (см. напр. Википедию про Ан-2).
Сергей Сергеевич Захаров
Сергей Сергеевич Захаров 09 Сентября 2021, 07:19
Владимир Рябцев
Они оба так назывались из-за применения в сельском хозяйстве (см. напр. Википедию про Ан-2).
Википедию пишЮт малосведуйущийэ льуди. Оба НЕ назывались. Только ПО-2.
Владимир Рябцев
Владимир Рябцев 09 Сентября 2021, 22:41
Сергей Сергеевич Захаров
Википедию пишЮт малосведуйущийэ льуди. Оба НЕ назывались. Только ПО-2.
Какие бы ни писали, вы не можете утверждать, что чего-то не было, т.к. просто не можете знать за всех. Обычный люд не слишком разбирается в технике, видит биплан — значит "кукурузник". А поскольку это не официальное название, то тут и спорить не о чем — правильно ли называли или нет.
Владимир Литвиненко
Владимир Литвиненко 08 Сентября 2021, 04:09
а ты откуда знаш?!
Горький Юмор
Горький Юмор 16 Мая 2021, 11:45
Неумно все это: уничтожать то, что нужно. Малый разбег, посадка, взлет хоть окуда
Петр Михеев
Петр Михеев 09 Сентября 2021, 07:00
Согласен, Ан-3 не провалилс. "ЗиХ" директивно запретил его производство
Игорь Фарбак
Игорь Фарбак 13 Января 2021, 17:05
1) Не провалился. Проблема была в том, что производство отдали в Польшу. И поляки дико сопротивлялись, потому что после американского переворота в 1989 году все производство должно было быть перенесено в СССР. 2) Не провалился - потому что он составляет (до сих пор) огромную конкуренцию США 3) Провалился. Потому что СибНИИА с упорством маньяков ставит американские двигатели. Хотя есть свои ВК-800В и RED A3
Владимир Баженов
Владимир Баженов 08 Января 2021, 23:06
Самолет очень сложная машина. Даже Ан-2! Советская власть кончилась - кончились и технологии! Нет возможности у России сделать самолет на замену Ан-2. И видимо уже не будет никогда. Купят на Западе и будут выдавать за свое достижение!
Петр Михеев
Петр Михеев 09 Сентября 2021, 07:03
Зато в госперевороте 93 года Полежаев поучаствовал удачно!
Виктор Крузенштерн
Виктор Крузенштерн 24 Мая 2019, 09:01
Двигатель для самолета делали на Омском заводе имени Баранова. Двигатель был сырой, не могли довести до нужных параметров. Губернатор Полежаев хотел получить ништяки и торопил. Пустили в серию недоработанный. Был скандал с полетом на полюс. Все, к чему прикасался Полежаев, превращалось в итоге в говно! Заводы умерли. Метро зароют. Красногорскую платину консервируют. Аэропорт мертворожденное дитя. Даже Арену Омск демонтируют и любимое детище Полежаева - ХК Авангард будет пять лет жить в Балашихе! Зато храмы строит на украденные бюджетные деньги. Рога в рай не пускают!
Василий Жуков
Василий Жуков 08 Мая 2019, 14:34
"Ан-3Т попробовали заменить самолетом ТВС-2, но в силу серьезной переделки конструкции, приведший к созданию фактически нового самолета, должна вырасти и цена."
Александр Самойлов
Александр Самойлов 06 Мая 2019, 18:30
Про ТВС-2ДТС автор, видимо, не слышал
Сергей Сергеевич Захаров
Сергей Сергеевич Захаров 06 Сентября 2021, 16:26
многие инженерЫЫЫЫЫ -- пампрафьти.
Нариман Шаимуликов
Нариман Шаимуликов 06 Мая 2019, 11:59
ТВС-2МС — вторая жизнь легендарного «кукурузника», выпускается мелкой серией, а КБ "Антонова" убили на Украине после майдана, многие инженера и рабочие переехали в на новое место работы с семьями, большинство в российские авиазаводы.  https://aviation21.ru/tvs-2ms-vtoraya-zhizn-legendarnogo-kukuruznika/
Лариса Аликина
Лариса Аликина 06 Мая 2019, 09:40
Когда в конце 60-х годов я работал в "необжитых районах Заполярья" (по командировке), то не раз удивлялся - как жили раньше в тундре, когда не было АН-2 и вертолетов.
Анатолий Огуречников
Анатолий Огуречников 06 Мая 2019, 09:33
Тогда почему в советские времена Ан-2 использовался в гражданских перевозках и пассажиров было больше девяти?
Вадим Свечников
Вадим Свечников 06 Мая 2019, 09:13
Ан-3Т мог перевозить до 18 пассажиров...  В соответствии с Воздушным кодексом однодвигательные воздушные суда не имеют права перевозить более 9 пассажиров.
Сергей Куянов
Сергей Куянов 06 Мая 2019, 08:19
Почему затраты в долларах.это значит реконструкция заранее предполагает импорт.импорт это чей то навар.
Сергей Сергеевич Захаров
Сергей Сергеевич Захаров 06 Сентября 2021, 16:33
Самолет ,,,,,,,,,действительно,,,,,,,,, замечательный и тяговитый (учитывая, что Ан-2 с двигателем,,,,,,,,, выдающим хотя бы 900 лошадей,,,,,,,,, осталИИИИсь единицы
Altetis Altetis
Altetis Altetis 06 Мая 2019, 23:33
Самолет действительно замечательный и тяговитый (учитывая, что Ан-2 с двигателем выдающим хотя-бы 900 лошадей осталось единицы) , и в провале виновен не самолет, а барановцы со своим подходом к ценам на ремонт и обслуживание двигателя. Ну и киевляне со своим желанием за каждую бумажку получить много денежки, конечно, помогли. Вот Ан-3 и не выдержал конкуренции с Ан-2, Еврокоптерами...
Alex Alex
Alex Alex 06 Мая 2019, 07:29
Это провал не самолёта, а страны
Загрузка статьи...