Первый российский регионал: что за самолет «Сухой Суперджет-100»

Можно ли считать этот самолет российским, из-за чего его нельзя поставлять в некоторые страны и почему от него отказались некоторые перевозчики? На все эти вопросы у редакции «ПМ» есть ответы.
Первый российский регионал: что за самолет «Сухой Суперджет-100»

Из всех 185 эксплуатирующихся «Суперджетов» на сегодняшний день безвозвратно потеряно два самолета. Первый лайнер разбился в Индонезии 9 мая 2012 года, когда во время демонстрационного полета, при плохой видимости, самолет врезался в гору. Тогда погибли все 45 человек, находившихся на борту. Второй «Суперджет-100» потерпел аварию при неудачной посадке в «Шереметьево» 5 мая 2019 года – погиб 41 пассажир.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Катастрофа в Индонезии была вызвана не технической неисправностью самолета, а рядом неблагоприятных факторов, поэтому на репутации машины она никак не отразилась. А вот катастрофа в аэропорту «Шереметьево» может иметь далеко идущие последствия. Если, конечно, при расследовании выяснится, что авария произошла из-за отказа техники или её ненадлежащей работы в экстренной ситуации.

Вообще «Суперджет-100» сложно назвать самолетом с счастливой судьбой. За почти девять лет серийного выпуска он так и не снискал популярности на мировом рынке, да и отечественные авиакомпании, за исключением «Аэрофлота», не спешат его приобретать. Несмотря на то, что в разные годы самолет эксплуатировали несколько зарубежных авиакомпаний, большинство из них, в силу ряда причин, от «Суперджета» отказались, чаще всего ссылаясь на проблемы с сервисным обслуживанием. Некоторые авиакомпании недовольны двигателями SaM146 и это странно – ведь моторы на лайнере стоят французские, разработанные известной компанией Snecma. Двигатель SaM146 построен на базе турбовентиляторного двигателя CFM56 – одного из самых распространенных в мире. Если последний нареканий не вызывает, то к SaM146 у многих авиакомпаний появились претензии. Впрочем, немало вопросов до сих пор остается и к самому проекту SuperJet-100.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самолет
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

От Советского Союза новой России в девяностые годы прошлого века достался готовый к серийному производству региональный лайнер Ту-334. Самолет был по многим узлам и фюзеляжу унифицирован с Ту-204/214, что обещало удешевить производство и сократить расходы на эксплуатацию. И если Ту-204/214 до сих пор выпускается в небольших количествах для госструктур, то судьба Ту-334 сложилась плачевно – в серию самолет не пошел. Хотя изначально он планировался как преемник Ту-134 и, соответственно, должен был стать одним из самых массовых отечественных самолетов. Разумеется, у машины имелись некоторые недостатки, которые, впрочем, были устранимы при надлежащем финансировании. Впоследствии туполевцы разработали более совершенную версию Ту-414, которая и вышла на конкурсные испытания совместно с будущим «Суперджетом-100» ОКБ Сухого в 2003 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как это не странно, но победителем был признан «Суперджет-100», хотя для фирмы Сухого это был первый в истории гражданский самолет, в то время как ОКБ Туполева на разработке лайнеров, что называется, собаку съело. Кроме того, многие специалисты указывали на предпочтительность заднего размещения двигателей на фюзеляже у Ту-414, против низкорасположенных двигателей под крылом у «Суперджета». Попади в аналогичную шереметьевской аварию Ту-414, и пожара, возможно, удалось бы избежать, так как в случае подлома задних стоек шасси, двигатели не коснулись бы взлетной полосы. Кроме того, в низкорасположенные двигатели часто попадает мусор и прочие посторонние предметы с «бетонки», что нередко имеет место быть в региональных аэропортах. Тем не менее, ставка была сделана на «Суперджет-100», которому предстояло стать первым гражданским самолетом, разработанным в постсоветский период.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сборка самолета
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для ускорения работ был привлечен авиаконцерн Boeing, который поделился рядом наработок, а также другие зарубежные компании, ставшие поставщиками комплектующих. Так что «Суперджет-100» хоть и считается российским самолетом, но более чем наполовину собран из иностранных деталей и узлов. Плохого в этом ничего нет – это общепринятая мировая практика. Точно такими же локализованными «иномарками», например, являются популярные в мире бразильские регионалы Embraer или канадские Bombardier.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На фоне конкурентов «Суперджет-100» смотрится неплохо (особенно если сравнивать цены на самолеты) и является типичным современными регионалом. Длина самолета – 29,9 метра, размах крыльев – 27,8 м, максимальный взлетный вес – 49,5 тонн, максимальная дальность полета – 4578 км, на борт самолет в одноклассной компоновке может брать до 108 человек. Как видно, лайнер не обладает какими-то ярко выраженными преимуществами, но и откровенных минусов у него тоже нет. При надлежащей сервисной поддержке, «Суперджет-100» вполне конкурентоспособен на мировом рынке региональных самолетов, хотя конкуренты у него более чем серьезные – Embraer и Bombardier, а с недавних пор ещё и Mitsubishi MRJ. Не сидят сложа руки и китайские товарищи. Их регионал COMAC ARJ21 выпускается с 2016 года, правда, в отличие от китайского ширпотреба и электроники, завоевание мирового рынка регионалов китайскими самолетами в обозримом будущем не предвидится. Так что у SuperJet-100 есть все шансы для того, чтобы отвоевать себе местечко под солнцем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Летящий самолет

К сожалению, значительная часть иностранных комплектующих сделала его «невыездным» в некоторые страны, например, в Иран. Хотя Исламская республика проявляла к самолету интерес, и был даже подписан меморандум о намерениях, пока американские «партнеры» не поставили точку в российско-иранских переговорах по «суперджету», категорически запретив продавать в Иран самолеты с американскими технологиями.

Владимир К
Владимир К 05 Ноября 2020, 22:51
на редкость поверхностно и не объективно написано: 1) "Мексиканская Interjet отказалась от от самолетов Airbus. А Суперджет оставила. 2) SaM146 на 50% рос. двигатель, французы на снекме собирают горячую часть из амер. комплектующих. Именно проблемы с амер. лопатками стали главной точкой отказов у суперджета, хотя в реальности они и не выше, чем у других двигателей, но в силу низкосерийности запчасти к SaM146 действительно быстро найти раньше было трудно, сегодня на время ремонта дают двигатель подмены. 3) После смены пары поставщиков доля амер. комплектующих понизится менее порога в 10% и Суперджеты пойдут сотнями в Иран и другие страны. 4) суперджет не просто не хуже, а лучше всех своих конкурентов, другое дело, что в Боинге и Аэрбасе процветает коррупция и откаты, поэтому "перебить" их подходы к продажам своего хлама РФ очень сложно, а зачастую и не возможно т.к. обязанность покупать Боингии Аэрбасы идут довеском вассальских отношений между Европой/США и их холопами.
Олег Звиададзе
Олег Звиададзе 27 Мая 2019, 21:12
MRJ не только в серию еще не пошел, а и испытания пройти не может никак. задержка уже 7 лет и не видно пока что конца проблемам. Ембраер вообще не имеет бразильских комплектующих. только сборка.
Дмитрий Сахаров
Дмитрий Сахаров 16 Мая 2019, 05:23
Сегодня экономическое положение в России определяет либерально-мещанская идеология. Деньги, деньги, деньги. Немедленно деньги. На всё остальное плевать. Воровство по факту поощряется, и чем выше сидит чиновник, тем крупнее запросы. Поэтому не удивительно, что кругом проблемы, всё рушится и разваливается.
Александр Климов
Александр Климов 14 Мая 2019, 21:16
Изначально надо было ориентироваться исключительно на внутренний рынок, по максимуму используя отечественные комплектующие
Алексей Иванов
Алексей Иванов 08 Мая 2019, 15:16
Приятно видеть сразу столько авиационных специалистов в комментариях!!! Вот вам в помощь полезная ссылка к размышлениям https://zen.yandex.ru/media/id/5c6f9365acf80d00b22780e4/katastrofa-v-sheremetevo-razbor-procedur-5cd0710e14686000b30288ff
Дмитрий Ломако
Дмитрий Ломако 07 Мая 2019, 20:17
Сервисное обслуживание у Сухого плохое. Есть просчеты актуальные для плохих ВПП! Делать на его базе 75-местный - полный бред! ( где он будет летать?) А вот 120 мест - самое оно! Качество подымать надо! Унификация и локализация. Не надо ругать самолет. У нас и с Ту-144 не очень то пошло...
Сергей Чирков
Сергей Чирков 07 Мая 2019, 23:19
Живите в мазепии - оплоте демократии и прогресса.
Oldboyii
Oldboyii 07 Мая 2019, 23:07
Интересное сравнение отечественного самолета с отечественным пистолетом. Пистолет - это для того чтобы убивать людей. И на что Вы намекаете?
Соломон Мозин
Соломон Мозин 07 Мая 2019, 15:46
А поскольку ты сам сделан в РФ, то и ты — г..но? В России делают много хорошего, иногда — уникального. Чуть ниже — статья про экранопланы. Таких просто нигде нет, кроме России. Здесь же, на ПМ, недавно была заметка про пистолет «Удав», который в 2 раза надёжнее немецких аналогов.
Андрей Бондарь
Андрей Бондарь 07 Мая 2019, 03:14
Как и все что делают в РФ.
Дмитрий Смирнов
Дмитрий Смирнов 06 Мая 2019, 19:48
Короче самолёт гуано