Гигантам не место в небе: закат эпохи Boeing 747 и Airbus A380

Вторая половина XX века с точки зрения техники и технологий превратилась в сплошную гонку гигантоманов — почти во всех отраслях инженеры пытались придумать что-нибудь самое «быстрое, высокое и сильное». Но в наши дни самолеты, корабли и автомобили наоборот, будто непрестанно мельчают. Почему это происходит в авиационной индустрии можно понять на примере таких королей и королев неба, как широкофюзеляжные лайнеры Boeing 747 и Airbus 380.
Гигантам не место в небе: закат эпохи Boeing 747 и Airbus A380

Если причину ухода на покой детища главного американского производителя самолетов еще можно понять — он впервые поднялся в небо аж в конце 1960-х, то что не так с его европейским коллегой? Самый большой в мире пассажирский авиалайнер A380 производится с 2003 года и просто не мог успеть устареть, но тем не менее в этом году его планируют снять с конвейера. Может быть и 747 не от старости уходит на покой? На этот вопрос отвечает короткое видеоэссе канала «Авиасмотр»:

Нажми и смотри

Говоря простыми словами, это не самолеты плохие, а мир изменился. Гигантские широкофюзеляжные авиалайнеры строились во времена бума индустрии пассажирских перевозок по воздуху. Тогда далеко не все аэропорты могли «переварить» резко возросшее количество путешественников. Воздушные гавани для реактивных лайнеров были гораздо дороже чем для их предшественников — поршневых и турбовинтовых самолетов. Поэтому возникла концепция хабов: огромных транспортных узлов, между которыми курсировали вместительные великаны, а уже на местные и более короткие маршруты пассажиров брали региональные борта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К концу века технологии шагнули очень далеко вперед. Появились новые надежные и мощные силовые установки, а значит под крыло стало возможным ставить не три или четыре двигателя, а всего два. При сопоставимой мощности, удалось резко снизить потребление топлива и лобовое сопротивление воздуху, да и вероятность отказа хотя бы одного мотора стала едва ли не меньше, чем всех сразу у «старичков». Одновременно с этим транспортные хабы окончательно забились и превратились в сущий кошмар для всех: авиакомпаний, логистов и пассажиров.

Сложилась такая ситуация, что более новые авиалайнеры могут летать между (изрядно «подросшими» за прошедшие десятилетия) региональными аэропортами и при этом перевозить 250-350 человек. К тому же, они делали это существенно дешевле, плюс, обслуживать их существенно проще. В XXI веке гигантские авиалайнеры все чаще списывают или превращают в грузовые. Отправлять их в рейс с пассажирами при частичном заполнении салона — невыгодно, а летать с множеством пересадок — неудобно. На фоне спада авиаперевозок во время эпидемии коронавирусной инфекции летающие исполины еще быстрее уйдут в историю, но этот процесс и так был неизбежен.