Взять и полететь: как Ив Росси обрел свои крылья

Винс Реффет сделал шаг с пирса, но не упал, а продолжил двигаться равномерно и прямолинейно в метре над водой, а затем пошел вверх по красивой дуге. За следующие восемь секунд он набрал первые сто метров, а на километр поднялся за полминуты. Под его крылом остались ребра искусственных островов Дубая и шпили его небоскребов, в том числе игла знаменитой Бурдж-Халифа. Продолжавшийся три минуты полет закончился спуском на парашюте, но перед тем, как дернуть кольцо, Реффет выполнил на высоте 1800 м две эффектные пилотажные фигуры – бочку и мертвую петлю.

Дубаи учатся летать
Jetman Dubai не первая компания, удачно испытавшая личный реактивный транспорт, но, пожалуй, самая успешная в смысле маркетинга. Она, собственно, и создана была ради рекламы. Рекламы чего – другой вопрос. История подвигов джетменов началась в 2015 году, когда Реффет и ветеран воздушного спорта Ив Росси (тоже француз) совершили полет в нескольких метрах от огромного Airbus A380, по ливрее которого тянулось название арабских авиалиний – Emirates.

Проект Human Flight («Полет человека»), который реализуют джетмены и стоящая за ними команда, – это тоже реклама ОАЭ, их образа жизни, их роскоши и представлений о прекрасном. Но история реактивных крыльев, хоть и делается сейчас на деньги нефтяной монархии, началась совсем на других берегах – и совсем не по рекламным причинам.

Пропустить рекламу
Изобретатель реактивного крыла Jetman Ив Росси с юности любил небо и очень хотел летать – так сильно, что профессии пилота гражданской авиации ему оказалось мало. В конструкции Jetman воплотились идеи Росси о том, как должен выглядеть автономный полет человека: никаких рулей, управление только за счет движений тела. Так, чтобы набрать высоту, человек в крыле должен напрячь мышцы – разгибатели спины, выгнуться дугой. «Если вы добавите руль, у вас получится тот же самолет. Я хочу не рулить, а летать», – часто повторяет Росси.
Удивительно, но при всем вышесказанном Росси не спортсмен – точнее, не спортсмен в том смысле, в котором являются спортсменами его коллеги. Создатель реактивного ранца Gravity Ричард Браунинг, например, вообще начал свою карьеру с турников и достиг в этом деле впечатляющих успехов – иначе бы он просто не справился с управлением своим аппаратом. Винс Реффет и его коллеги тоже в первую очередь атлеты, воздухоплаватели и пилоты, они всю жизнь откуда-то прыгают и выполняют разные трюки.

Но Ив Росси другой. Он просто хотел летать, и летал, и учил летать других. Одна из двух его больших задач заключалась в том, чтобы передать кому-нибудь свои навыки и узнать, каково это – лететь бок о бок с другом. Для этого Росси и приехал в Дубай: компания по продвижению экстремальных видов спорта пригласила его для работы над Jetman Dubai. Их сотрудничество, однако, не продлилось долго. Обучив Винса Реффета, сделав на камеру несколько кругов вокруг все той же Бурдж-Халифа и сняв красивый фильм в 4К, Росси покинул Эмираты – кажется, навсегда. Позднее на сайте изобретателя появился наполненный плохо скрываемым разочарованием текст о разногласиях с арабским менеджментом, «разнице подходов к свободному полету» и своем желании летать свободно и получать от этого удовольствие.

Шестого августа 2019 года, первым в истории (и за несколько месяцев до дубайского полета Винса Реффета), Ив Росси шагнул вперед и не упал, но продолжил двигаться равномерно и прямолинейно, а потом начал набирать высоту.