Космос: новости: 18-24 мая 2007 г.

Будьте в курсе! На МКС готовятся к приему американского шаттла и началу эксперимента «Биориск». Приемники для ГЛОНАСС появятся в конце года. «Яндекс» предлагает спутниковые снимки Москвы и области. Восстановлена работа бортового компьютера миссии Orbital Express. События, происшествия, сообщения: еженедельный дайджест от журнала «Новости космонавтики».

18 мая

Запущенный на полярную орбиту спутник MetOp-A после полугодовых испытаний приступил к работе. Пользователи могут получать со спутника с беспрецедентной точностью и разрешением информацию о температуре, влажности, скорости ветра, озоновом слое и отслеживать пути распространения углекислого газа, окиси азота и метана в атмосфере. Данные поступают практически в реальном времени. Информация от метеоспутника значительно повысит достоверность прогноза погоды в диапазоне от нескольких часов до 10 дней.

Международная группа астрономов впервые наблюдала затмения спутниками Урана (Обероном и Умбриэлем) друг друга. События такого рода происходят примерно один раз в 42 года.

Очередные испытания крылатой ракеты JASSM (Joint Attack Surface-to-Air Strike Missile), создаваемой компанией Lockheed Martin, завершились неудачей. Сообщается, что три крылатых ракеты не смогли попасть в цель, а у четвертой ракеты произошла нештатная детонация боевой части.

19 мая

Владимир Путин подписал Указ «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации», сообщает пресс-служба президента. Указом устанавливается, что доступ к гражданским навигационным сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.

В Санкт-Петербурге прошел чемпионат города по ракетному моделизму. Первое место завоевала команда Спортивно-конструкторского бюро «Заря» Детского юношеского центра технического творчества и досуга Приморского района под руководством Александра Шлядинского.

20 мая

На космодроме Байконур продолжаются работы по подготовке к кластерному запуску ракеты космического назначения «Союз-ФГ» с разгонным блоком «Фрегат» и четырьмя телекоммуникационными космическими аппаратами Globalstar. Пуск планируется выполнить 30 мая с площадки № 31.

21 мая

Специалистам, работающим с космическими аппаратами ASTRO и NextSat по программе Orbital Express, удалось устранить проблему с компьютером АС-2, грозившую преждевременным прекращением миссии.

Первый китайский исследовательский спутник Луны «Чанъэ-1» будет запущен во второй половине 2007 года, заявил директор Государственного космического управления КНР Сунь Лайянь (Sun Laiyan). Уточнено, что китайская программа исследования Луны делится на три этапа — «вокруг Луны», «Посадка на Луну» и «Возвращение на землю».

22 мая

Российские компании «Яндекс» и «СканЭкс» дополнили геосервис «Яндекс.Карты» покрытием Москвы и Московской области космическими снимками. Впервые представлено топологически связное тонально сбалансированное и геопривязанное, метрически достоверное покрытие территории снимками разрешением 1 м.

Китай планирует в октябре 2009 года с помощью российской ракеты-носителя запустить к Марсу аппарат для исследования Красной планеты. Вместе с ним планируется отправить российский «Фобос-грунт». Через десять месяцев полета станция должна достичь Марса.

Bigelow Aerospace сообщает, что запуск второго прототипа надувного космического отеля Genesis-2 состоится в конце июня нынешнего года, хотя ранее планировалось отправить его на орбиту во второй половине мая. Причиной отсрочки стала просьба российской стороны, которая намерена провести дополнительные проверки ракеты-носителя «Днепр» и наземного стартового оборудования. Старт должен состояться с базы РВСН «Ясный» в Оренбургской области.

23 мая

Первые индивидуальные приемники для российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС могут появиться в магазинах уже к концу этого года, сообщил первый вице-премьер Сергей Иванов. Ранее руководители ряда ведомств, ответственных за создание ГЛОНАСС, говорили, что первые приемники появятся в начале будущего года.

Компания «ПРАЙМ ГРУП» заключила партнерское соглашение с немецкой компанией Infoterra GmbH на распространение радарных снимков спутника TerraSAR-X. Преимуществом радарной съемки является возможность проведения наблюдений при любых условиях независимо от времени суток, наличия облачности, тумана или смога.

На МКС начинается второй этап эксперимента «Биориск», в ходе которого на внешней поверхности станции будут экспонировать личинки насекомых и семена растений, устойчивых к воздействию открытого космоса. Первый этап «Биориска», который длился полтора года, показал, что споры бактерий и грибов способны выживать в жесткой космической среде. Теперь же эксперимент усложнили: к прежним образцам добавили ракообразных в состоянии покоя и личинок комара, способных в состоянии криптобиоза существовать в неблагоприятных условиях на протяжении десятков лет.

24 мая

С помощью двигательной установки пристыкованного к МКС грузового корабля «Прогресс М-60» скорректирована орбита Международной космической станции. Средняя высота орбиты увеличена более чем на 700 метров. Маневр выполнен для обеспечения оптимальных условий пристыковки к станции американского корабля многоразового использования Atlantis, запуск которого ожидается 8 июня.

Генеральный конструктор системы ГЛОНАСС Юрий Урличич подтвердил, что в России отменены все ограничения на высокоточные геоданные.

«Новости космонавтики»