В Москве приступили к испытанию летающих такси
Цель испытаний — обеспечить возможность полетов над городом в 2023-2025 годах. Постоянная работа над безопасностью дронов-такси позволит массово применять подобные летательные аппараты и сделает Москву одним из первых мегаполисов, где на регулярной основе действует общедоступный сервис аэротакси
Испытания проходили с закрытом манеже — полеты пассажирских дронов пока в Москве запрещены. Но основатель проекта Hover изобретатель и бизнесмен Александр Атаманов говорит, что правительство Москвы к весне откроет такую площадку в Сколково, и тогда дроны-такси Hover можно будет увидеть в небе столицы. Площадка будет обеспечена покрытием сетей 5G — для испытания и отладки цифровой системы централизованного управления дронами, необходимого условия для полетов в условиях мегаполиса. Система прокладывает оптимальные маршруты аэротакси, следит за безопасностью полетов и полностью исключает человека из процесса управления аэротакси.
Проект Атаманова сильно отличается от конкурентов — Hover взлетает и садится на стандартные места на автомобильных стоянках, для него не нужно строить дополнительную взлетно-посадочную инфраструктуру. Еще одно важное отличие — в нем нет незакрытых вращающихся винтов. Проекты Атаманова созданы по беспропеллерной схеме. Вместо винтов Hoversurf применяет блоки электрических вентиляторов в кольцевых обтекателях, сделанных по технологии EDF (Electric Ducted Fan). Подобное решение позволяет сильно снизить вес и сложность конструкции. Главная проблема EDF-вентилятора — низкая эффективность. Однако компании Атаманова удалось повысить её до показателя классического пропеллера: изменили кольцевой обтекатель, прорезав в нем дополнительные воздухозаборные щели. Благодаря эффекту Вентури КПД поднялся до приемлемого уровня. Такая силовая установка является ноу-хау Атаманова.
На испытаниях летал предсерийный прототип, в которых движители Вентури использовались только для горизонтального полета, а подъемную силу обеспечивали традиционные пропеллеры. Однако весной, когда будут готовы окончательные образцы Hover, мы увидим беспропеллерный вариант. На нынешнем прототипе проверяется дублирование критически важных систем летательного аппарата. Тестируется режим полета Lift & Cruise (когда за взлет/посадку и горизонтальный полет отвечают разные группы двигателей), функционирование выстреливающегося парашюта для спасения дрона и экипажа на сверхмалых высотах. Систему спасения для Hover разработала и поставляет казанская компания MVEN — один из мировых лидеров подобных решений.
«Мы собрали большое количество данных, которые помогут нам быстрее двигаться к нашей мечте — приблизить транспортную революцию в столице. Очень круто, что нас в этом плане всячески поддерживает Правительство Москвы. Наша общая цель — превращение Москвы в город будущего, где передвижение будет возможно без пробок и светофоров, и где сэкономленное время можно будет уделять разным приятным вещам. Начало массового применения дронов-такси в составе транспортной инфраструктуры города станет очередным доказательством того, что с помощью технологий возможно всё», — говорит Александр Атаманов.
«В нынешнем варианте Hover решена проблема безопасности — в первых версиях винты не были ничем закрыты, создавая проблемы для пассажиров, — говорит присутствовавший при испытаниях спецпредставитель президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, гендиректор "Платформы НТИ" Дмитрий Песков, — Появились двигатели для горизонтального полета, что повышает эффективность». Некоторые конкуренты используют схему конвертоплана — решения реализованные за счет поворотных двигателей, что сильно усложняет и удорожает конструкцию. На их фоне Hover выглядит предпочтительнее. Компания Атаманова очень хорошо двигается вперед, устраняя детские болезни первоначальных вариантов.
Предполагается, что первые серийные «Ховеры» будут произведены в 2021 году.