Узнаваемые символы: где и когда появились первые в мире дорожные знаки
Четыре привычных нам знака используются на дорогах уже более сотни лет
Хотя общие принципы дорожных знаков в целом совпадают во многих странах, сами знаки могут достаточно сильно различаться от страны к стране. Фактически большинство систем дорожных знаков мира можно свести к двум системам — европейской и англосаксонской. В Европе, России и многих других странах мира действует Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах. Великобритания, к примеру, не присоединялась к Венской конвенции, однако ее знаки достаточно близки по своему внешнему виду.
В англоязычных странах (кроме самой Великобритании) и ряде бывших британских колоний нет общепринятого стандарта, но действуют общие принципы дорожных знаков, делающие их узнаваемыми от страны к стране. В частности, предупреждающие знаки — обычно желтые, ромбовидной формы с черными изображениями. Запрещающие знаки похожи на европейские, однако имеют меньший размер по сравнению с сопровождающим их пояснительным текстом.
Система дорожных знаков США наиболее консервативна из всех перечисленных выше. На американских знаках довольно часто используются текстовые сообщения вместо символов, что изрядно затрудняет их узнавание не только иностранцами, но и водителями, едущими на высокой скорости. В Японии система знаков является гибридной: запрещающие близки к «венским», предупреждающие — к англосаксонским. В Мексике, Южной и Центральной Америке знаки по стилю напоминают англосаксонскую систему, но с местными вариациями.
В Китае и Юго-Восточной Азии, кроме Филиппин, используются собственные системы дорожных знаков. А первые в мире дорожные знаки, не считая верстовых столбов, появились на улицах Парижа в 1900 году. Они представляли собой синие или черные квадраты, на которых были нарисованы символы, означавшие железнодорожный переезд, опасный поворот и неровную дорогу. В 1909 году во Франции приняли в качестве международных четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога», «Перекресток» и «Пересечение с железной дорогой».
Знаки предписывалось устанавливать за 250 метров до соответствующего участка под прямым углом к направлению движения. В 1926 году четыре дорожных знака дополнили еще двумя: «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Обязательная остановка», а в 1931 году их число увеличилось до 26. Как раз тогда же их заодно разделили на три группы: предупреждающие, предписывающие и указательные.
5 любопытных фактов о дорожных знаках
- Первый стандартизированный дорожный знак был введен в США в 1920 году. Это был знак «стоп».
- Цвета дорожных знаков имеют определенные значения. Например, красный обычно указывает на опасность, синий — на обязательные действия, желтый — на предупреждения, а зеленый — на направления и места.
- С развитием технологий в дорожной сигнализации появляются новые типы знаков, такие как электронные и LED-знаки, которые могут менять свои сообщения в зависимости от условий дороги.
- Некоторые дорожные знаки стали объектами искусства или массовой культуры. Например, в Швеции существует проект по установке дорожных знаков с изображениями персонажей из детских книг.
- В Швеции на острове Ландскрона есть дорожные знаки с изображением летающих космических кораблей.