Я – спутник-разведчик: высоко сижу, далеко гляжу
![Я – спутник-разведчик: высоко сижу, далеко гляжу Я – спутник-разведчик: высоко сижу, далеко гляжу](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/98b/98b7012dcd18a16212b36875c957917b_ce_998x532x15x0_cropped_510x340.webp)
Впервые попав на Google Maps или Google Earth, начинаешь радостно искать из космоса сначала свой дом, потом офис, потом дома друзей, ну и напоследок пытаешься найти ракетные, авиационные и морские военные базы. И, что интересно, как правило, все находишь.
Я, например, потратил минут пятнадцать на розыск единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов», про который писал в прошлом номере. Недалеко к северу от Мурманска, в Комсомольске, гордость российского флота действительно стоял у причальной стенки. Действительно весь ржавый, действительно без единого самолета на палубе, как про него и рассказывали. Для чистоты эксперимента я повернул глобус на 180 градусов и наведался на базу американского флота в Норфолке, обнаружив у причала сразу три авианосца, сияющих чистотой и с самолетами на верхней палубе. Попутешествовав еще полчаса по разным другим аэродромам, причалам и полигонам, обнаружив немало самолетов, подводных лодок и ракет, я, как и большинство, задался вопросом легальности подобного сервиса.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/bca/bca9d2bd6806af0749968aa6055cccaa_cropped_510x510.webp)
Как фотографируют
Легален на все 100%, утверждает Максим Азаров, продукт-менеджер Google. В России есть проблемы с фотографиями высокого разрешения с российских спутников, но Google их не использует. Основные поставщики фотографий земной поверхности из космоса — две американские компании: низкого разрешения — Terra Metrics, высокого — Digital Globe. Компании, кстати, общедоступны — всего за пару тысяч долларов вы можете заказать у них фотографию любой точки планеты из космоса. Только зачем, когда за вас это сделал Google?
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/219/219bea775b7dab16b5c3631f6dca3ddb_cropped_510x108.webp)
Гордость Digital Globe, новейший фотографический спутник World-View-1, был запущен 18 сентября этого года и ежедневно осуществляет съемку 750 000 км² земной поверхности с разрешением 0,5 м. Большинство карт высокого разрешения в Google сегодня сделаны с разрешением в 2 м. Что, кстати, в 1970-х годах было сравнимо со шпионскими космическими снимками. Например, американские разведывательные спутники KH-4B, летающие с 1967 по 1972 год, имели максимальное разрешение 1,8 м, причем снимки доставлялись с орбиты на землю в капсулах на обычной пленке. Первый цифровой спутник KH-11 был запущен в 1976 году и позволял получать по радиоканалу снимки с разрешением уже в 15 см. Кстати, на основе именно этих спутников был создан знаменитый телескоп Space Hubble, снимки которого доступны на сервисе Google Sky. Современный же американский космический шпион KH-13 позволяет специалистам из Пентагона получать снимки с разрешением около 4 см. Точное разрешение является военной тайной, как, кстати, и сами эти снимки. Разрешение зависит от размеров главного зеркала (такие космические объективы построены по схеме зеркальных телескопов). В World-View-1 его диаметр составляет 60 см, а KH-13 — предположительно 4 м! Даже приблизительно трудно оценить, во сколько Пентагону обходится каждый снимочек, если каждый спутник стоит дороже миллиарда долларов.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/7c5/7c5f85cd458e7ff8bac81066609bdcc6_cropped_510x340.webp)
Русские снега
Максим Азаров ни разу не слышал, чтобы представители Министерства обороны России или Пентагона обращались с просьбами не давать изображения какой-то территории. Даже вопреки муссировавшимся в интернете слухам о запрете на показ некоторых территорий Ирака именно большая часть территории Ирака снята с максимально большим разрешением. Чего, кстати, не скажешь про Россию. Но и ФСБ тут ни при чем — мешает наша погода.
Снимки должны делаться в теплое время года, в безоблачную погоду, желательнее — утром или вечером, когда небольшие тени придают изображению объем. А в России то снег, то облака, поэтому покрытие нашей территории идет крайне медленно. Основной упор делается на Москву, Санкт-Петербург и другие города-миллионники. Большая часть территории нашей страны еще далека от 2-метрового разрешения, что уж говорить о новом стандарте в полметра от WorldView-1...
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/283/2835541f6c6bbbcdcbe3e76aec4ca187_cropped_510x341.webp)
Вид на крышу с высоты
Одно из самых популярных развлечений с использованием Google Earth — это вовсе не военная разведка, а нахождение различных «артефактов»: надписей и рисунков, сделанных специально для наблюдения с высоты. Между тем это занятие совсем не ново: первые надписи на крышах стали реальностью, когда авиация перестала быть экстремально-экспериментальной и стала более-менее серийной, — в 1920-х годах. В то время еще не было «слепых» полетов и пилоты легких самолетов ориентировались по наземным ориентирам. Понятно, что в незнакомой местности было легко заблудиться, поэтому в 1926 году правительство США даже предложило размещать на крышах зданий надписи и стрелки, указывающие направление на аэропорт или даже просто название города и направление на север. В соответствующем документе Федерального авиационного агентства были прописаны и размер букв (от 3 до 10 м высотой), и фон (черный), и даже марка краски, которой их нужно наносить («Желтая номер 4»).
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/5cd/5cdaf55c2d4b45a1e06f4474dff91b76_cropped_510x186.webp)
К 1941 году на ангарах, сараях, зданиях и цистернах было размещено более 13 000 надписей. Однако после нападения японцев на Перл-Харбор Администрация гражданской авиации по требованию военного ведомства выпустила предписание с требованием удалить все «воздушные маркеры» с крыш в районах, отстоящих на расстояние до 150 миль от побережья, а также не наносить новых маркеров в континентальных районах (исключение было сделано лишь для приаэродромных районов, где готовили пилотов). Пилоты, привыкшие ориентироваться по столь заметной разметке, были ужасно недовольны, но чиновники остались непоколебимы: считалось, что для самолетов противника эти знаки будут столь же полезны, как и для своих. После войны нанесение надписей на крышах зданий возобновилось. Были и смешные моменты — например, Администрация гражданской авиации предложила наносить вместе с названием города широту и долготу, после того как в штате Огайо обнаружилось шесть городов с одинаковым названием Summit («Вершина»). Но к тому моменту энтузиазм уже пошел на убыль.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f12/f126bcbc00e2c6ebf577d7b34d0cc4fa_cropped_510x342.webp)
Сейчас многие крупные компании размещают на крышах зданий свои названия и логотипы. Они видны не только пилотам самолетов и вертолетов, но и пассажирам коммерческих рейсов. А с появлением программы Google Earth стали даже появляться компании, специализирующиеся на Rooftop Ad, то есть «рекламе на крышах». Да и в порядке частной инициативы компании и просто энтузиасты делают самые разные надписи, которые можно увидеть только с достаточно большой высоты. В интернете существует множество сайтов, посвященных поиску подобных надписей с помощью Google Earth — например, Google Earth Hacks.