Космос: новости: 18-24 января 2008 г.

Авария на зонде Ulysses в самый критический момент едва не сорвала работу с зондом Messenger. В проекте лунного корабля Orion найдена критическая ошибка. Сергей Иванов обещает, что Роскосмос начнет строительство нового космодрома уже в этом году и закончит к 2016-му. События, сообщения, происшествия – еженедельный дайджест от журнала «Новости космонавтики».

18 января

Глава Агентства космических исследований Индии (ISRO) Мадаван Нейр (Madavan Nair) сообщил, что его ведомство планирует запустить спутник для изучения Солнца. Небольшой, весом в 100 кг, аппарат Aditya будет запущен на околоземную орбиту. Спутник будет изучать фундаментальные явления, происходящие внутри солнечной короны, и всех связанных с этим явлений в магнитосфере Земли.

19 января

ЧП на станции Ulysses едва не сорвало получение информации с зонда Messenger, изучающего Меркурий. Связь с зондом планировалось осуществлять 3-мя станциями дальней космической связи, оснащенными одной антенной апертурой 70 м и двумя 34-метровыми. Именно 70-метровая антенна выделена для связи с зондом Messenger в ключевой момент — при пролете вблизи Меркурия. Однако произошло ЧП на другой станции, зонде Ulysses, который как раз в этот момент находился в наиболее удобном для исследования приполярных областей Солнца участке — и как раз в то время, когда были зафиксированы процессы, которые могут означать начало нового цикла его активности. Авария на Ulysses потребовала выделения 70-метровой антенны для связи с ним, а связь с зондом Messenger в момент пролета вблизи Меркурия велась 34-метровыми антеннами. Однако собранная зондом информация не пропала и сохранилась в бортовом записывающем устройстве. Позже с аппаратом удалось установить связь при помощи 70-метровой антенны и получить собранные им данные.

Тренировку по действиям в случае утечки воздуха и падения давления на МКС провел экипаж в составе Юрия Маленченко, Пегги Уитсон (Peggy Witson) и Даниела Тани (Daniel Tani). Тренировка продолжалась один час. За это время экипаж освежил навыки действий в аварийных ситуациях.

20 января

Специалисты NASA нашли ошибку в проекте корабля Orion, который должен отправиться к Луне в 2020 г. Инженеры утверждают, что найденный дефект обнаружился случайно, но в случае запуска ракеты он мог привести к аварии уже на первых минутах полета. О том, что это за ошибка, не сообщается, но устранить ее планируется уже к марту нынешнего года.

Директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый сообщил, что российский проект исследования нашего спутника «Луна-Глоб» расширился. В ходе экспериментов будут использоваться пенетараторы — ударные проникающие зонды, которые сбросит космический аппарат с окололунной орбиты. «Решено использовать пенетраторы японского производства, поскольку российские технологии в этой области можно считать утраченными», — сообщил академик Зеленый.

21 января

Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов сообщил, что работы по созданию нового космодрома в Дальневосточном регионе страны Роскосмос начнет уже в этом году. Он же пообещал, что в 2008 г. финансирование космической отрасли возрастет на 13%.

В 06:45 по московскому времени с космодрома Шрихарикота специалистами индийского космического агентства ISRO успешно запущена ракета-носитель PSLV с израильским спутником TecSar на борту. Спутник TecSar весит около 260 килограммов. Его оснащение позволит Израилю рассмотреть из космоса даже очень мелкие объекты сквозь облака и пылевые бури.

На космодроме Байконур продолжаются работы по подготовке к запуску ракеты «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-63». Старт намечен на 5 февраля, задача запуска — доставить на МКС компоненты топлива, научное оборудование, расходные материалы, кислород и продовольствие для экипажа. Параллельно готовится запланированный на 28 января старт ракеты «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и российским телекоммуникационным спутником «Экспресс-АМ33».

NASA купило у компании ETSimulants имитатор лунного реголита — 40 тонн «поддельной» лунной пыли. Реголит необходим для тестирования на пылезащищенность оборудования, предназначенного для работы на Луне.

22 января

Завершен полет грузового корабля «Прогресс М-61»: он сведен с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы. Несгоревшие обломки затонули в заданном районе Тихого океана.

На космодром Плесецк доставлен космический аппарат малого класса «Юбилейный», откуда он вместе с 3-мя другими спутниками будет запущен ракетой-носителем «Рокот». По словам специалистов, «Юбилейный» — это первый этап по возобновлению работ по созданию малых отечественных спутников. Его негерметичная платформа станет базовой для целой серии космических аппаратов массой до 100 килограммов.

В преддверии прибытия грузового корабля «Прогресс» и шаттла Atlantis экипаж МКС проводит 4-дневный тест аппаратуры спутниковой навигации и конфигурацию вестибюля модуля Destiny. Тем временем Юрий Маленченко провел сессию эксперимента «Пневмокард», цель которого — изучение влияния невесомости на вегетативную регуляцию кровообращения, дыхания и сократительную функцию сердца.

23 января

Первый вице-премьер Сергей Иванов потребовал от Роскосмоса, чтобы новый космодром Восточный был готов для запуска ракет-носителей любого типа к 2016 г., а к 2018 г. с него можно было бы проводить и пилотируемые полеты. Он также пообещал, что в текущем году Россия существенно увеличит интенсивность космических запусков, в том числе — выведет на орбиту 6 новых спутников системы ГЛОНАСС.

Сообщается, что ремонт датчиков на внешнем топливном баке ET-125, который будет использован при запуске корабля многоразового использования Atlantis по программе STS-122, должен быть завершен в ближайшую пятницу. Если это действительно удастся, то весьма вероятно, что челнок удастся запустить в запланированные сроки, т. е. 7 февраля.

24 января

Сообщается, что японский космонавт Такао Дои (Takao Doi), который отправится на МКС в марте, планирует запустить внутри космической станции бумеранг, чтобы проверить, сможет ли данный предмет летать в условиях нулевой гравитации.

Производство наземной аппаратуры потребителей навигационной космической системы ГЛОНАСС будет увеличено — об этом рассказал глава Роскосмоса Анатолий Перминов. «Мы рассчитываем, что будем выпускать каждый месяц 1,5−2 тыс. приемников», — сказал он, добавив, что ГЛОНАСС покроет на 100% территорию России к концу 2008 года.