Посадка советских космонавтов в США посреди холодной войны
Случиться может всякое
Нештатные ситуации во время полётов случаются, космический корабль — сложный технический конструкт, состоящий из миллионов маленьких деталей, формирующих разные системы, необходимые для полёта, со своими связями, включающими в себя и связи обратные. Если какая-то из связей будет нарушена — космонавты должны иметь знания, необходимые для устранения неполадки. Однако случаются ситуации и «похлеще».
![Экипаж космического корабля «Союз-33», командир корабля Николай Рукавишников и бортинженер, первый космонавт Болгарии Георгий Иванов Экипаж космического корабля «Союз-33», командир корабля Николай Рукавишников и бортинженер, первый космонавт Болгарии Георгий Иванов](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/c82/c823a05b47cdb02d5d5a0487f17eff40_cropped_510x507.webp)
В ходе полёта по программе «Интеркосмос» в 1979 году на расстоянии порядка четырёх километров от орбитальной станции «Салют-6», к которой корабль в рамках программы должен был состыковаться, произошёл сбой в работе сближающе-корректирующей двигательной установки (СКДУ). Стыковку и, как следствие, экспедицию посещения станции были вынуждены отменить — началась подготовка к возвращению экипажа на Землю с торможением посредством двигателей перемещения и ориентации корабля, которые могли выдать необходимый для спуска импульс.
Спуск корабля в атмосфере был неуправляемым, капсула перешла на баллистический спуск, что означало «недолёт» до штатной точки посадки в ~150 километров, перегрузки при спуске составляли 8–10 g. Посадка произошла в 320 километрах на юго-восток от Жезказгана, и, казалось бы, причём тут США, Канада и Япония, о которых писали в самом начале статьи.
Там были возможные районы посадки.
Радиолюбительские штучки
Перед уходом на так называемые «глухие» витки (когда корабль находится вне зоны связи с Землёй) кораблю передавали инструкции по посадке, номер витка и угол посадки (угловое расстояние, которое корабль пройдёт по суборбитальному куску траектории от тормозного импульса до фактической посадки) — сочетание двух чисел вкупе с показаниями с датчика инфракрасной вертикали позволяло кораблю автоматически выдать импульс на торможение.
![Так выглядела панель навигации на старых «Союзах» Так выглядела панель навигации на старых «Союзах»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/13a/13ae34e6203808078b7ed068c6966edd_cropped_510x318.webp)
Во время полёта «Союза-33» радиолюбитель Марк Северанс перехватил переговоры космонавтов с ЦУПом, составив таблицу с номерами витков и углами посадки. Марк не понимал значения «ugol posadki», и перехваченная им информация забылась вплоть до 1985 года.
![Та самая таблица, дополненная в 1985 году координатами Та самая таблица, дополненная в 1985 году координатами](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/0c8/0c831f6bd9b9cd14fbdbf4f16bc9c28b_cropped_510x424.webp)
Другому радиолюбителю и популяризатору космонавтики из Швеции, Свену Грану, посчастливилось встретиться с космонавтом Владимиром Шаталовым, летавшим на кораблях «Союз» сходной с «Союзом-33» модификации. Шаталов объяснил Грану, что же всё-таки значит этот «ugol posadki». Гран, в свою очередь, после встречи смог дорисовать к каждой паре чисел координаты предполагаемого района посадки. Результат был удивительным.
![Карта возможных мест посадки «Союза-33», составленная по таблице Свена Грана Карта возможных мест посадки «Союза-33», составленная по таблице Свена Грана](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/952/9521facd8ff57bc21e275827a280225b_cropped_510x244.webp)
Часть посадочных районов находилась на территории Северной Америки: в Техасе, Северной Дакоте и на границе с Канадой. Один посадочный район находился в самой Канаде, часть районов — в море на дальнем востоке и рядом с Японией.
Учитывая некоторую политическую напряжённость между СССР и США, информация кажется странной. Однако на дне спускаемых аппаратов для таких случаев есть инструкция на английском языке.
![Спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМ-7» Спускаемый аппарат космического корабля «Союз ТМ-7», Музей космонавтики в Москве](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/8c5/8c5761cce3ba343dabaf2ea4689a00f0_cropped_510x341.webp)
Как дела обстояли ранее и как обстоят сейчас
Космические пилотируемые программы, существующие на данный момент в РФ и США, являются международными. Астронавты NASA регулярно летают на Международную космическую станцию на «Союзах», и, хоть мне и неизвестны подробности, есть смысл полагать, что районы посадки с тех времён остались неизменными.
После своего «открытия» Свен Гран проанализировал и другие перехваченные радиолюбителем переговоры между Землёй и советскими космическими кораблями.
![Аналогичная таблица с углами посадки, номерами витков и координатами для «Союза-19» Аналогичная таблица с углами посадки, номерами витков и координатами для «Союза-19»](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/49d/49dbe39887e46466b4bc234a10b9679e_cropped_449x593.webp)
Самые ранние данные из всех, что были перехвачены, относятся к полёту «Союза-19» 1975 года, советской части программы ЭПАС, в миру более известной как «Союз-Аполлон», в ходе которой состоялась первая в истории стыковка между советским и американским космическими кораблями.
![Визуализация таблицы Визуализация таблицы](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f1c/f1cf54a5fcb50a10ceded7417474c43f_cropped_510x236.webp)
Помимо уже известных по «Союзу-33» посадочных мест, у экипажа «Союза-19» были дополнительные варианты посадки в Канаде, на территории Украины и даже во Франции.
Присесть после дорожки
В завершение хочется написать, что вариант с посадкой космонавта «не туда» рассматривался ещё в ходе первого, исторического запуска человека в космос. Одним из сообщений, подготовленных ИТАР-ТАСС к полёту, был призыв к помощи всем странам, где могла состояться нештатная посадка космонавта. С тех пор международное сотрудничество в космосе стало нормой, но, даже не взирая на это, можно не сомневаться: в годы холодной войны в случае посадки на территории США космонавтам была бы оказана помощь, а все юридические и политические склоки были бы оставлены на откуп тем, для кого они были важны.
Автор: Павел Гайдук
Материал подготовлен Музеем космонавтики