Метавселенная девелоперов: здесь будет город-сад
О понятии
Слово metaverse придумал Нил Стивенсон для своего киберпанк-романа «Лавина». Так в нем называлась трехмерная виртуальная реальность, охватившая мир, где люди и работали, и отдыхали, и примеряли на себя отличные от повседневной жизни роли.
Сегодня за термином «метавселенная» скрывается постоянно действующее виртуальное пространство, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары. На помощь им приходят технологии виртуальной реальности. Общение может происходить с использованием как традиционных персональных компьютеров, так и c VR-гарнитурой или даже со специальными тактильными костюмами.
Метавселенные в ограниченной форме уже присутствуют на платформах VRChat и Decentraland, Baidu, а также в видеоиграх, таких как Second Lifе.
Многие корпорации полагают, что интернет в его нынешнем виде с превалирующими концепциями mobile first или mobile only в обозримом будущем станет неактуальным. На его место придет набор различных, возможно, связанных между собой метавселенных. Сами принципы взаимодействия между людьми и контентом станут более органичными. Люди больше не будут смотреть на плоские экраны — виртуальное пространство станет объемным и осязаемым. А ваши собеседники из плоских фотографий трансформируются в объемные и интерактивные аватары, повторяющие движения и эмоции за своими владельцами.
Появление цифровых двойников предметов или целых зданий может стать той самой поворотной точкой, которая сделает их привычным инструментом для совместной работы девелоперов, представителей архитектурных бюро и государственных служащих.
Застройщики и VR-технологии
До появления тренда на метаверсы многие девелоперы уже интересовались иммерсивными технологиями. Основной пик их популярности в России пришелся на 2016-2019 годы. Именно в этот момент многие застройщики предприняли первые попытки по созданию своих VR-шоурумов, а стартапы начали работать с BIM-моделями.
Если изучить все кейсы по применению VR в девелопменте, то можно выявить три основных направления:
- VR-шоурумы — такими проектами уже никого не удивить, но качество у них очень разное. Кто-то демонстрирует панорамные рендеры в виде фото 360°, склеенные в один тур. Где-то можно увидеть полноценные интерактивные туры с возможностью перемещаться в пространстве и в моменте менять окраску стен или меблировку из заранее подобранных вариантов.
- VR-конструкторы — различный софт, позволяющий расставить мебель, подобрать фурнитуру, применить различные дизайнерские решения относительно планировки квартиры пользователя. Это глобальный конструктор, который не только расставляет предметы, но и «переносит» пользователя в получившееся пространство в масштабе 1:1.
- Программное обеспечение для совместной работы с BIM-моделями — новый подход к механикам, предложенным в Revit 360. Он позволяет удаленным специалистам перенести BIM в виртуальную реальность и вместе работать над проектом.
До недавнего времени VR-технологии в России были мало распространены. Основной стоп-фактор для развития подобных проектов — они требуют посещения специально оборудованных помещений. Это сдерживало повсеместное распространение VR, и клиенты не успели получить достаточный опыт.
По этой причине компания GloraX решила создать переносной VR-шоурум. Он может приехать вместе со специалистом компании в любое удобное для заказчика место и погрузить его в виртуальную копию будущего жилого комплекса с использованием передовой графики.
Новые возможности
Чем могут быть полезны метавселенные в настоящее время? Технологии виртуальной реальности, в которые сейчас вдохнули новую жизнь, открывают перед девелоперами много новых возможностей. Мы можем создавать метавселенные с цифровыми копиями реальных городов, базирующиеся на существующих картах, BIM-моделях, градостроительных планах. Появился инструмент, позволяющий планировать застройку на совершенно новом уровне.
Представьте виртуальное совещание у мэра крупного города. Его участники, в числе которых главный архитектор и застройщик, смогут встроить виртуальный двойник будущего квартала в существующую инфраструктуру города. И всем все сразу станет понятно — чего не хватает, где есть явные недоработки. Когда гуляешь по виртуальному двойнику реального города в масштабе 1:1, а не смотришь на красивые рендеры с монитора, то мыслишь уже совсем по-другому. VR-решения позволяют не только более тщательно подходить к задаче сохранения архитектурного кода городов, но и делает более продуманными общие зоны.
Теперь посмотрим чуть глубже. Вот уже не мэр, а инженеры и архитектор, находящиеся в разных городах или даже странах, совместно исследуют BIM-модель будущего строения в метавселенной. Сразу можно посмотреть и прикинуть, как просто будет будущим эксплуатантам получать доступ к инженерным узлам и коммуникациям. И понять, насколько решение продумано и не будет ли в будущем проблем при разных аварийных ситуациях, которые хоть иногда, но происходят на любом объекте.
Можно пойти еще дальше и взглянуть на ситуацию с точки зрения потребителя. Могла бы такая метавселенная стать мощным инструментом для продажи недвижимости или, например, для продвижения проектов по реновации? На наш взгляд, да. Кроме уже ставших обыденностью виртуальных туров по квартирам, житель недалекого будущего сможет пройтись и по окрестностям жилого комплекса, изучить инфраструктуру, узнать про удаленность транспортных магистралей и социальных объектов.
Картина, конечно, футуристическая, но на самом деле все это можно реализовать в ближайшие два-три года. Сейчас в девелопменте отмечается уверенный тренд на применение BIM-технологий и общую цифровизацию, в различных министерствах прочно закрепились понятия «умного» города и цифровых двойников. «Удаленка» стала мощным стимулом для скачка в развитии технологий, а последние заявления Марка Цукерберга и переименование компании Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) в Meta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) претендуют на начало становления интернета 4.0, большая часть которого рано или поздно перетечет в метавселенные.
Не так уж далек тот день, когда появится первая метавселенная, созданная с участием девелоперов. Вырастут виртуальные города, доступные для всех без исключения. И фантастика станет гораздо ближе к реальности, чем нам казалось совсем недавно.
Автор – Дмитрий Лившин, директор по цифровому развитию GloraX