Прогресс или лидерство: как страны мира относятся к беспилотным автомобилям

Государства в разных частях мира активно поддерживают разработку и внедрение беспилотных автомобилей. Самый известный пример — США, где беспилотные автомобили тестируются аж с 2016 года, по крайней мере в Калифорнии, Аризоне, Неваде. Правительство Китая также активно: в прошлом году в Пекине беспилотным автомобилям разрешили коммерческое использование. В России на рассмотрении находится закон, согласно которому компании-разработчики смогут брать плату за проезд в беспилотнике. Такие машины также «продвигаются» государствами Германии, Франции, Австралии, Финляндии, Великобритании.
Прогресс или лидерство: как страны мира относятся к беспилотным автомобилям

Как трактовать настолько массовую поддержку? Как государства объясняют сами себе и своим гражданам, зачем им нужны беспилотные автомобили? Чего больше в подобных объяснениях — некоторой единой логики или национальных особенностей?

Государственный взгляд

В исследованиях науки и технологий есть такое понятие как «социотехнические воображаемые». Его ввела исследовательница из Гарварда Шейла Джазанофф. Оно обозначает то, как в государственных и корпоративных документах технологии наделяются определенными смыслами, а также то, как в этих же документах представляется существующий и желательный социальный порядок. Идея простая. Регулирование любой технологии сопряжено с видением того, как эта технология улучшит жизнь людей, повлияет на экономику, продвинет страну в технологическом плане. Эти видения можно собирать, анализировать и сравнивать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К примеру, группа исследователей во главе с финским социологом Милошем Младеновичем использует именно подобный анализ видений. Я дополню их работу анализом видения беспилотных автомобилей в публичных документах в России.

Инновации — основа экономического лидерства

Общий постулат, из которого исходят Финляндия, Германия, Великобритания, в том, что внедрение беспилотников приведет к росту национальной экономики, что, в свою очередь, приведет к общему благосостоянию стран и увеличению их конкурентоспособности на международной арене. Так, видение управленцев фокусируется на достижения лидерских позиций отдельных наций в глобальной перспективе.

Стоит сказать, что Россия здесь ничем не выделяется. В 2014 году Минобразования выделяло деньги на инновации разных компаний, среди которых были и Cognitive technologies. Планировалось, что полученные в результате исследований продукты будут способствовать повышению конкурентоспособности России (очевидно, на мировой арене). Спустя четыре года, в 2018 году, Правительство РФ, утверждая дорожную карту «Автонет», говорило о том, что она направлена на «обеспечение приоритетных позиций российских компаний на формируемых глобальных рынках». В аннотации к дорожной карте на тот момент глава рынка «Автонет» Сергей Когогин указывал, что реализация стратегии «укрепит конкурентные позиции российских автопроизводителей на внутреннем и мировых рынках», хотя при этом добавлял, что производство компонентов и ПО для беспилотников могут интегрироваться в «мировую сеть поставщиков комплектующих и оказаться более привлекательными для иностранных инвестиций».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так же, как и в случае Финляндии, Германии и Великобритании, мы понимаем, что видение российских регуляторов также ориентировалось на то, что беспилотные автомобили станут экономическим способом увеличения политического влияния страны.

К слову, сама идея достижения лидерства национального государства экономическими средствами появилась в 1980-е годы в США. В тот момент страна активно старалась победить в экономике Японию, и тогда же появилась идея инноваций как способов достижения экономического, а значит и политического лидерства на международной арене. Как мы видим, эта же идея воспроизводится в разговорах об инновациях много лет спустя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особенности национальных беспилотников

Помимо общего видения, у каждой из выделенных стран есть свои дополнительные обоснования, отсылающие к географическим, культурным, исторических особенностям. Так, для Финляндии проблемой оказывается ее территория, где не так много полезных ископаемых, и которая поэтому зависима от зарубежных энергетических ресурсов. Кроме того, в Финляндии много удаленных населенных пунктов, и потому на инфраструктуру необходимо тратить довольно много денег. В качестве способа решениях этих проблем, государство предлагает сценарий превращения себя в страну, где главной оказывается экономика знаний. Тем самым это позволит зарабатывать не на природных ресурсах и территории, а на невещественных цифровых продуктах: разработка и продвижение беспилотных автомобилей позволит создавать цепочки стоимостей, привязанных к цифровым продуктам, а пользователям, в том числе пожилым, обретать цифровую грамотность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В отличие от Финляндии, которая (как и Россия) еще стремится к мировому экономическому и технологическую лидерству, Великобритания и Германия изображают себя как страны, которые уже таковыми лидерами являются. При этом между ними есть различия в определении того, что считается основанием такого лидерства.

В документах Великобритании лидерство связывается с привлечением зарубежных инвестиций и созданием высокотехнологичных рабочих мест. А вот Германия в своей стратегии для беспилотников делает акцент на историческом прошлом: первый автомобиль был изобретен в Германии, отмечается там; страна — международный лидер среди автопроизводителей; все значимые инновации в автопроме, будь то двигатель внутреннего сгорания или ABS, родом из Германии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Разница в этих взглядах касается и того, какие проблемы могут быть решены с помощью беспилотных машин. Как было сказано выше, финское правительство полагает, беспилотники смогут если не искоренить, то хотя бы уменьшить цифровую неграмотность. В Великобритании большой акцент делается на том, что работы в области безопасности беспилотных автомобилей приведут к росту в секторе кибербезопасности, тем самым увеличив возможности граждан реагировать на киберугрозы. А вот в Германии одной из главных проблем, которую способны решить беспилотники, называют изменение климата.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У России есть также свой собственный, особенный, взгляд на то, зачем нужны подобные машины. Помимо привлечения инвестиций и выхода на лидирующие позиции в технологиях, в документах Правительства, например в Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2025 года, значимость «технологий автономного вождения» определяется тем, что она решит проблемы «связанности малозаселенных территорий, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики». Некоторые эксперты полагают, что возможность начать развивать беспилотный транспорт именно на этих территориях может дать России конкурентное преимущество, продавая потом опыт внедрения автомобилей на подобных точках другим странам.

В чем смысл?

Все видения, упомянутые нами выше, — это смыслы, которые разные страны создают, чтобы ответить себе и своим гражданам, зачем они тратят так много денег и сил на внедрение беспилотников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Универсальный аргумент сегодня — экономический. Больше инноваций — больше денег —больше гордости — выше качество жизни. Но важны и дополнительные аргументы, которые отсылают к желаемому будущему каждую из стран: политики Финляндии хотели бы увидеть страну, где каждый поголовно разбирается в цифровых технологиях; в Великобритании общество будущего видится как защищенное от цифровых угроз, сидящее на большом пухлом инвестиционном кошельке; в Германии — это единство людей с общей гордостью за свой автопром; в России — плотно связанная сеть удаленных друг от друга территорий, в некотором роде продолжение существовавшей еще с конца XIX века идеи привнесения цивилизации в Сибирь и Дальний Восток с помощью технологий. Правда, тогда это были поезда, а сейчас —беспилотные автомобили.