Синтетические люди и оцифрованные вещи: как метавселенные изменят наш мир

В декабре состоялась легендарная российская конференция по компьютерной графике CG EVENT – в последний момент поменяв тематику с киберпанка на метавселенные. Прошло мероприятие, как и положено в метавселенных, онлайн. Несмотря на то что послушать все доклады было просто физически невозможно, конференция оказалась самым важным событием уходящего года. «TechInsider» решила пересказать читателям наиболее интересные выступления.
Синтетические люди и оцифрованные вещи: как метавселенные изменят наш мир

Понятие метавселенной появилось задолго до того, как Марк Цукерберг переименовал Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) вMeta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). Впервые ее описал в 1984 году Нил Стивенсон в романе «Лавина», классике киберпанка. Метавселенная – виртуальное пространство, которое равноценно реальному миру и связано с ним единой экономикой, а также возможностью там работать, развлекаться, общаться и проводить время.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Сейчас о метавселенных говорят буквально хором, потому что в ближайшее время они изменят наш мир сильнее, чем до того интернет и мобильные телефоны. И если еще лет пятнадцать назад самыми дефицитными специалистами были разработчики сайтов, то в следующем году ими станут строители виртуальных миров. Известная в интернете HR-консультант Алена Владимирская уже поведала о новой вакансии уходящего года – «руководитель корпоративных метавселенных».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы уже там

Бессменный организатор CG Event и главный евангелист метавселенных в нашей стране Сергей Цыпцын уверен, что мы давно живем в метавселенной. Мы проводим много времени в интернете и уже сильно оцифрованы. Телефон считает, сколько шагов мы прошли, записывает наш маршрут, отслеживает контакты, покупки, фото и видео; фитнес-браслет знает все про калории, эмоции, пульс, сон, стресс, альфа-ритмы. Мы попадаем в объективы тысяч видеокамер, наши документы загружены в сотни баз. И все эти данные непрерывно анализируются множеством разных систем с искусственным интеллектом. По сути, мы уже живем в цифровом мире. Осталось натянуть на эту информацию цифровую оболочку – и мы получим ту самую метавселенную.

После переименования Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) в Meta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) о метавселенных узнал весь мир.

Как и положено евангелисту, Сергей Цыпцын верит в единую метавселенную: их не может быть много, как не может быть много интернетов. Условно говоря, на дворе сейчас ранняя античность с кучей разных богов: здесь не только каждый IT-гигант, но и средние компании пытаются создать свой виртуальный мир. Собственную метавселенную запускает даже якутская студия MyTona. «Метавселенная едина и уникальна, – проповедует Цыпцын, – мир один, и вселенная одна». Что на самом деле верно: для создания метавселенной, в которой мы могли бы жить не только в виде данных и цифр, требуются колоссальные ресурсы, которых нет ни у отдельных компаний, ни даже у целых государств. Считается, что если бы ведущие технологические гиганты объединили свои силы, то сумели бы запустить метавселенную лет через пять. Например, Amazon может предоставить свои сервера, Neuralink – разработать нейроинтерфейсы, Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) – дать очки дополненной реальности и периферию, Nvidia – аппаратную часть и блокчейны, а Unity и Epic Games – поделиться трехмерными движками. Проблем на пути к созданию метавселенной великое множество, и их решение загрузит высокооплачиваемой работой миллионы людей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Синтетические люди

Основатель компании Malivar Валерий Шарипов, главный в стране по аватарам, рассказал, как сегодня делают синтетических людей. Мы живем в мире соцсетей, информационного фастфуда, где каждый человек с телефоном – собственное СМИ. Наступает время synthetic media, когда часть контента генерируется алгоритмами и нейронными сетями. В эпоху метавселенных реального человека поместить в этот канал коммуникации сложно: он просто не успевает. Делать трехмерную модель живого человека тоже не выход. С одной стороны, это дико дорого, и позволить себе такое могут разве что киностудии. С другой – человеческую внешность нельзя продать, она неотчуждаема и всегда принадлежит своему владельцу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Решение – генерировать никогда не существовавших людей. У искусственно созданных аватаров есть уникальная внешность, права на которую можно передавать. Технологии позволяют наделить персонажа уникальными голосом, манерой двигаться, мимикой. И синтетического человека можно раскрутить: например, в странах Азии уже сложилась культура виртуальных идолов – певцов, ютуберов, продавцов товаров. Если такого персонажа хорошо прокачать и подобрать внушительную фан-базу, его цена может взлететь до небес. Он идеален, в частности, для видеокоммерции, которая очень популярна в Китае. Можно придумать образы под каждый конкретный рынок, а если добавить к ним уже существующие системы автоматического перевода, то такой персонаж сможет продавать товары по всему миру. И его самого можно легко продать со всей аудиторией. По сути, это принципиально новый вид NFT-токенов, которые сильно отличаются от нынешних статичных картинок.

Metaverse Entertainment создает метаидолов для продажи товаров на азиатских рынках.

Однако стоимость создания такого персонажа с помощью классических 3D-технологий очень высока. Сейчас Malivar использует недорогой метод, идеально подходящий для соцсетей: берут лицо синтетического персонажа и «натягивают» на живую модель. Но технологии не стоят на месте – уже проявились нейронные системы, способные по голосу воспроизводить мимику и движения губ; наверняка они вскоре научатся и реалистично оживлять персонажей. Однако само понятие синтетических людей не исчезнет. Для нового поколения нормально общаться с аватарами и ботами, это их мир. Правда, у молодежи нет денег – зато есть вычислительные мощности. И они могут донатить ими, чтобы персонаж мог творить свои миры.

Новая коллекция ADIDAS будет состоять из цифровых и физических предметов и станет продаваться как NFT.

dezeen.com: meta-entcom/
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вначале было слово

Еще одна интересная проблема метавселенных – распознавание голосов. Изображение не просто не сообщает, что чувствует реальный человек, но зачастую даже искажает восприятие: люди умеют маскировать свое состояние мимикой и вербальной коммуникацией. А вот голос прекрасно передает эмоции – собеседники хорошо их чувствуют, даже когда говорят по телефону.

Чтобы люди понимали друг друга, в будущих метавселенных необходимо свести искажение голоса к минимуму. Ведь мы будем выходить в виртуальный мир не из студий, а из обычных квартир, офисов или с шумных улиц. И тут помочь нам могут технологии обработки голоса из кино, как рассказал на конференции основатель студии Flysound Андрей Бельчиков. Нейросети уже умеют изолировать голос, а программа для блогеров Descript при помощи плагина Studio Sound позволяет отказаться от записи в студиях – она распознает голос, потом убирает любой шум вокруг и в конце достраивает недостающие гармоники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мало того, когда два человека говорят из одной точки, мы их не понимаем. Люди способны распознавать более двух голосов одновременно, только когда источники звука располагаются в разных местах. Даже разнесение собеседников по правому и левому каналу помогает их понимать. Но как быть, если говорящих пятнадцать? Стереозвук тут не поможет.

У компании High Fidelity есть решение пространственного звука, где источники разносятся и голоса становятся понятными. Но это в кино. А в виртуальном мире такая операция должна выполняться автоматически. И в некоторых играх это уже работает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оцифровать планету

Для создания метавселенной нам предстоит оцифровать весь мир. Тридцать лет назад, будучи студентом, я «трехмерил» мебель – и обычный стул занимал у меня весь день. Современные нейронные системы круглосуточно «трехмерят» всю планету – например, компания CityNeRF делает это по спутниковым снимкам. Детали, которые не видны из космоса, можно спокойно добавлять по кадрам из соцсетей: люди уже побывали во всех закоулках нашей планеты и сфотографировали все в любых ракурсах. Невероятные чудеса творят лидары, которые сейчас встраиваются в iPad и iPhone, а скоро будут встраиваться везде, – они с успехом заменяют профессиональные сканеры ценой в десятки тысяч долларов. Вполне возможно, на улицах появятся специальные будки: зашел туда на секунду, заплатил немного денег – и получил идеальный собственный аватар.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но конечно, останется и работа для высококлассных мастеров. Они будут вручную изготавливать очень дорогие артефакты, одежду, мебель, украшения и продавать их как NFT в специализированных бутиках – недаром производители предметов роскоши уже бронируют места в метавселенных. Для прочих товаров возникнут рынки и биржи готовых персонажей, массовой одежды, домов, улиц и даже целых миров – метавселенной будет всего мало. 3D-моделеры будут жить как музыканты – один раз удачно смоделировал, потом всю жизнь продаешь. Но им придется состязаться с ИИ – генеративными системами, создающими модели так же, как сейчас они пишут треки для супермаркетов. Я видел сгенерированные бесконечные миры, словно вышедшие из психоделических трипов, – соревноваться с ними уже сейчас практически невозможно.

Криптостартап JADU заработал миллионы долларов на продаже пиксельных реактивных ранцев и ховербордов в NFT.

Другие

В свое время появление патефонных пластинок навсегда изменило музыку: исчезли песни, которые звучали дольше пяти минут – времени воспроизведения первых дисков. Сегодня соцсети определяют пристрастия молодежи: вкусы нового поколения формируются не фильмами, а короткими роликами из TikTok. Метавселенные повлияют на нас еще радикальнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Уже сейчас нейросети анализируют рентгеновские снимки лучше живых рентгенологов. Скоро мы начнем носить одежду со встроенными медицинскими датчиками, и метавселенная, используя гигантскую базу накопленных данных, будет ставить нам диагнозы, рекомендовать диету и заставлять заниматься спортом.

Есть и плохие новости. Нейросети сумеют заменить не только врачей. Они почти все смогут делать лучше нас: торговать на криптобирже, писать тексты, оцифровывать миры и даже заниматься сексом. И нам как-то придется научиться жить с ними в общей метавселенной. Хотя, если верить Сергею Цыпцыну, мы уже живем в ней.