Как устроена метавселенная и почему за ней будущее: другая реальность уже близко

Сейчас метавселенные на волне хайпа, но рядовой пользователь мало что знает о ее концепции. Алексей Каленчук, Директор по акселерации по направлению виртуальной и дополнительной реальности кластера информационных технологий Фонда «Сколково», расскажет об устройстве метавселенных, главных трендах и перспективах.
Как устроена метавселенная и почему за ней будущее: другая реальность уже близко
pixabay.com

В октябре Марк Цукерберг переименовал Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) в Meta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации), Nike планируют продавать цифровую одежду для метавселенных. Но что это значит для нас?

Как работает метавселенная

Метавселенная — киберпространство, которое постоянно работает. Сейчас это огромное количество сред, собранных вокруг определенных компаний или ИТ-корпораций, которые пытаются синхронизировать свои продукты. В них люди взаимодействуют как друг с другом, так и с диджитал-объектами через свои аватары с помощью, в том числе, технологий виртуальной и дополненной реальности. Такое пространство должно быть полностью открытым, а данные — совместимыми, чтобы пользователь, который что-то купил или создал в одном месте, смог использовать это и в другом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако концепцию метавселенной нельзя свести к какому-то одному конкретному миру или виртуальному сценарию. В перспективе это то, что придет на смену мобильному интернету в процессе технологической эволюции. Уже сегодня мы видим, что некоторые из существующих решений формируются с учетом тренда на метавселенную, и пространство станет еще более многопользовательским, чем привычный нам интернет.

Такие среды уже поддерживают устройства виртуальной реальности — Meta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) Horizon, VRChat, Altspace: они воплощают контент в виде аватаров, виртуальных сцен и пространств, в которых появляется большое количество сценариев для пользователей. После того как выпустят доступные для потребителей очки дополненной реальности, метавселенная начнет еще сильнее проникать в нашу повседневную жизнь в виде постоянного цифрового слоя.

Кстати, существующие компьютеры и смартфоны уже во многом справляются с задачами метавселенной. Их мощностей хватает для простых сценариев виртуальной и дополненной реальности без фотореализма.

Однако для расчетов фотореалистичной 3D-графики нужны сильные графические ускорители — и это уже вопрос вычислительных мощностей и инфраструктуры передачи данных. Если расчеты будут происходить не только на носимых устройствах (шлемах виртуальной реальности или очках), но и где-то в облаке, то потребуется быстрый и широкий канал с минимальной задержкой передачи данных, который сможет поддерживать большое количество пользователей одновременно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, усилится запрос на такие сложные процессы, как создание и оцифровка объектов из реальности, на инструменты создания виртуальных миров и, особенно, на модели прогноза на базе цифровых двойников, которые также потребуют колоссальных вычислительных мощностей.

pixabay.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как выглядит метавселенная и где ее найти

Метавселенные в неполном виде сейчас есть в мультиплеерных играх, которые представляют собой целые виртуальные миры. Вспомнить, например, концерт Тревиса Скотта в Fortnite. Недавно Epic Games запустили в игре Party Worlds — они созданы исключительно для общения игроков, поэтому остальные игровые механики, особенно стрельба, запрещены. А в январе в Fortnite прошла виртуальная выставка Kaws New Fiction по мотивам экспозиции, которая представлена в галерее Serpentine в Лондоне.

Некоторые компании даже начали покупать недвижимость в метавселенных — это можно сделать, например, на платформе Decentraland, децентрализованном виртуальном пространстве, которое состоит из 90 601 участка. Крупные IT-компании уже вкладываются в недвижимость на киберплощадках, и некоторые из них приобрели землю в Decentraland на $5.5 млн. По прогнозам аналитиков, эти инвестиции смогут приносить игрокам до $1 трлн в год. По сути, виртуальная недвижимость на Decentraland представляет собой NFT (сертификаты, которые подтверждают владение чем-то уникальным в виртуальном мире, например, землей или картинами) — их можно купить за криптовалюту MANA. Однако, подобные децентрализованные виртуальные миры, несмотря на интерес креаторов и спекулянтов, остаются достаточно скучными для обычных пользователей, по сравнению с тем же Fortnite или Roblox. Разработчикам ещё только предстоит найти сценарии и механики для интересного или эффективного времяпрепровождения в них.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

NFT в метавселенных — сейчас один из самых заметных трендов. Например, на днях YouTube заявили: владение уникальными фотографиями и видео — хорошая перспектива для креаторов. И они правы, по данным Chainalysis, в конце 2021 объем мирового NFT-рынка составлял $40,9 млрд, а к 2030 он может достичь больше $240 млрд. При этом развитие технологии сильно опередило развитие регуляторных норм в сфере авторского права. И современная свободная эмиссия NFT не редко заканчивается юридическими претензиями от реальных владельцев прав, а в долгосрочной перспективе — ведёт к перенасыщению рынка и обесцениванию данных цифровых активов.

Кстати, в метавселенной можно даже сыграть свадьбу. Так сделала, например, пара из США: они познакомились в виртуальном мире и решили в нем же пожениться. В итоге, Трейси и Дейв провели оффлайн церемонию и транслировали ее в метавселенную для тех, кто не смог присутствовать лично. В виртуальном пространстве сыграла свадьбу и пара из Индии — все из-за ковид-ограничений, согласно которым на мероприятиях могут присутствовать не более 100 человек. Молодожены же пригласили на церемонию более 2 000 гостей — она прошла в стиле Хогвартса.

К слову, свадьбы являются логичным продолжением знакомств. Так, в пандемию VR Chat стал популярным местом для подобного общения. Об этом даже сняли фестивальный фильм We Met in VR.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А еще, возможно, скоро не придется ездить в привычный офис. Например, риэлторское агентство eXp Realty одним из первых открыло международный офис в виде острова в метавселенной. Но в нем сидят не реальные сотрудники, а их аватары, которые точно также могут общаться между собой. Все это реализуется на платформе Virbela.

pixabay.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда метавселенная заработает в полном объеме

Для обычного потребителя, скорее всего, не будет какого-либо фундаментального одномоментного перехода. Есть определенные ограничения, которые сейчас сдерживают развитие метавселенных. Один из главных барьеров — очки дополненной реальности потребительского уровня. Устройство должно быть доступным для среднестатического человека и быть таким, чтобы его можно было использовать практически целый день.

Если рассматривать концептуально, то современные социальные медиа, виртуальные миры в играх, инструменты удаленной работы (доски, приложения для видеоконференций) — это и есть компоненты метавселенной, просто сейчас они работают не в иммерсивной среде. То есть, пользователь пока не полностью погружается в происходящее. Уже есть доступные VR очки, но их использование ограничено сценариями внутри подготовленных помещений: дом, офис, учебный класс. Появление доступных AR-очков — это самый большой драйвер развития метавселенных, и совсем скоро люди смогут их приобрести.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отдельная большая задача — однородность и связанность между собой различных виртуальных миров. Например, сейчас экосистема Microsoft уже позволяет переносить общие объекты в другие среды: ваш персональный аватар из видеоконференций в профиль Xbox live.

Еще одним драйвером станут голограммы и голопортации. Так, Цукерберг поделился, что Meta (Организация признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации) уже работает над тем, чтобы помещать цифровые объекты в реальность с помощью голограмм. Возможно, через некоторое время мы увидим, как аватары, похожие на нас, появляются в нужном месте — все как в любимых фантастических фильмах. А реальные объекты в цифровых мирах уже никого не удивляют, например, стримеры популярной VR игры BeatSaber давно подмешивают своё изображение в игровой мир.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоит ли инвестировать в метавселенную

Хорошей перспективой обладают инвестиции в технологические стартапы, которые будут создавать разного рода инструментарий, необходимый для виртуальных миров и инфраструктуры. Среди подобных компаний есть те, что предлагают облачные решения, технологии компьютерного зрения или оцифровки людей с последующим созданием аватара.

Однако есть и неперспективные направления, например, инвестиции в конкретные криптоактивы или виртуальные миры на их основе без интересной игровой механики. Скорее всего, это будет обесцениваться со временем.

Автор: Алексей Каленчук, Директор по акселерации по направлению виртуальной и дополнительной реальности кластера информационных технологий Фонда «Сколково»