Новости космонавтики: 9-15 января 2009 г.

Япония запускает первый спутник для мониторинга глобального потепления. В ближайшее время должен быть утвержден проект нового российского пилотируемого корабля. Инаугурационный парад Барака Обамы закроется проездом прототипа нового лунохода. Старт новой миссии NASA к Марсу откладывается на неопределенный срок. События, сообщения, происшествия – еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

9 января

Сообщается, что Японское космическое агентство Jaxa до конца января запустит новый спутник IBUKI/GOSAT, основной задачей которого станет постоянный мониторинг уровней выброса углекислого газа в 56 тыс. точек в разных частях планеты. Японские специалисты говорят, что IBUKI/GOSAT станет первым аппаратом, целенаправленно наблюдающим за глобальным потеплением из космоса. По предварительным данным, старт назначен на 21 января. IBUKI/GOSAT будет передавать данные на Землю раз в месяц, однако первые сведения со спутника исследователи получат лишь в апреле-мае.

10 января

Проект новой российской пилотируемой космической системы, которая придет на смену использующимся сейчас кораблям «Союз», будет утвержден в ближайшие месяцы. Свои проекты новой космической техники готовятся представить ведущие отечественные ракетно-космические предприятия — РКК «Энергия», КБ имени Макеева, «ЦСКБ-Прогресс» и ГКНПЦ имени Хруничева. Отличительной особенностью новых ракет должно стать использование в них только экологически чистого топлива, а на борт он сможет принять от 4 до 6 человек.

Открыт крупнейший в Швеции оптический телескоп Albanovateleskopet диаметром в 1 м и весом в 2,3 т — официальная церемония состоялась в Стокгольме. Телескоп планируется использовать в учебных и научных целях, он будет регулярно выставляться и для всех, кто интересуется астрономией.

С военного полигона на Аляске осуществлен пуск геофизической ракеты Improved Orion. Основной целью миссии являлось изучение плазмы и геомагнитного поля на больших высотах. Проводимые эксперименты были подготовлены под руководством профессора Денизы Торсен (Denise Thorsen).

11 января

В подмосковном НИЦ РКП вывезен и установлен на испытательный стенд универсальный ракетный модуль УРМ-1 будущей ракеты-носителя «Ангара». Здесь за первое полугодие этого года должны быть проведены сначала «холодные», а затем и огневые стендовые испытания.

12 января

На космодроме Плесецк продолжается подготовка к запуску космического аппарата «Коронас-Фотон» и научной аппаратуры. Зонд станет третьим космическим аппаратом в серии, запуск его назначен на 29 января. Ранее на орбиту Земли уже были выведены научные спутники «Коронас-И» и «Коронас-Ф».

По данным информационно-аналитического центра системы ГЛОНАСС, 12 января вышел из строя спутник ГЛОНАСС №701. Это один из двух старейших аппаратов в системе, выведенный на орбиту в декабре 2003 г. Если специалистам не удастся «реанимировать» спутник, срок его фактического существования составит 61,2 месяца, а срок использования по назначению — 4,1 года.

На аэродром «Юбилейный» космодрома Байконур самолетом АН-124 «Руслан», доставлен американский телекоммуникационный спутник Telstar-11N. Пуск ракеты «Зенит-3SLБ» с разгонным блоком «ДМ-SLБ» и космическим аппаратом запланирован на конец февраля.

К специальной подготовке в Звездном городке приступил Чарльз Симонии (Charles Simoni), который может войти в историю, как первый непрофессиональный космонавт, дважды слетавший на орбиту. Поскольку у космического туриста уже есть опыт и полета на российском корабле «Союз», и проживания на МКС, он должен лишь освежить свои навыки и подготовиться к проведению новых экспериментов на борту станции.

13 января

После 5 лет работы на Красной планете марсоход Opportunity покинул кратер Виктория, чтобы совершить самое продолжительное в истории освоения космоса путешествие по грунту. Аппарат должен добраться до кратера Индевор. По земным меркам дистанция невелика — всего 13 км, но это больше всего пробега, совершенного Opportunity с момента посадки на Марс.

Китай официально передал для эксплуатации Венесуэле телекоммуникационный спутник, который был разработан и запущен по заказу этой латиноамериканской страны. Космический аппарат Simon Bolivar (он же Venesat-1) находится на орбите с конца октября прошлого года и успешно прошел все тесты.

14 января

По техническим причинам отложен на сутки пуск ракеты-носителя Delta 4 Heavy с американским разведывательным спутником NROL-26. Старт был запланирован на ночь с 13 на 14 января.

Ведущий европейский производитель аэрокосмической техники, консорциум EADS Astrium приобрел британскую компанию Surrey Satellite Technology Limited (SSTL), одного из мировых лидеров по изготовлению малых космических аппаратов.

Запуск нового американского аппарата для исследования Марса Mars Science Laboratory (MSL) может быть перенесен на неопределенный срок из-за отсутствия финансирования. По оценке NASA, для запуска марсохода в 2011 г., потребуется дополнительно вложить в него 60 млн долларов.

Сообщается, что на инаугурации нового президента США Барака Обамы NASA продемонстрирует прототип нового лунохода. Небольшой шестиколесный зонд SPR будет управляться астронавтом и руководителем проекта по его созданию Майком Гернхардтом (Mike Gernhardt). Когда уже в конце парада он достигнет ложи Президента Барака Обамы, из него выйдет астронавт Рекс Уолхайм (Rex Walheim) в скафандре и с флагом США в руках. Он пройдет несколько шагов по направлению к главной трибуне, остановится и поприветствует нового президента, завершив таким образом парад.

Проведена коррекция орбиты МКС. Корректирующие двигатели КД-1 и КД-2 модуля «Звезда» были включены в 21:06 по московскому времени и отработали в штатном режиме в течение 142,3 с. Было израсходовано около 360 кг топлива, при этом средняя высота орбиты станции увеличилась на 5,8 км и составила 357,9 км.

15 января

На космодроме Байконур начата сборка ракеты-носителя «Союз-2», предназначенной для запуска российского метеорологического спутника «Метеор-М». Старт ракеты с разгонным блоком «Фрегат», космическим аппаратом «Метеор-М» и еще 5-ю малыми спутниками планируется выполнить в середине 2009 г.

Согласно данным ежеквартального отчета Отдела по слежению за искусственными космическими объектами (NASA ODPO), за 4-й квартал 2008 г. число объектов искусственного происхождения на околоземной орбите уменьшилось с 12851 до 12743 штук. В число этих объектов входят 3208 (+18) космических аппарата (функционирующие и «мертвые»), 9535 (-126) — ступеней ракет-носителей и прочих обломков.

Технические проблемы вновь заставили отложить пуск с мыса Канаверал ракеты-носителя Delta 4 Heavy со спутником Национального разведывательного управления США NROL-26 на борту. Следующая попытка запуска будет предпринята в ночь с четверга на пятницу.

NASA сообщило об успешном завершении тестирования нового ракетного двигателя CECE, который будет использован для посадки будущими лунными модулями. Криогенный двигатель работает на кислородно-водородном жидком топливе, охлажденном почти до -270 градусов.