РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мертвая дорога»: как в СССР по приказу Сталина строили магистраль от Салехарда до Игарки. Теперь трасса никому не нужна

Сталинская «стройка века», железнодорожный путь вдоль Полярного круга, оказалась никому не нужна.
«Мертвая дорога»: как в СССР по приказу Сталина строили магистраль от Салехарда до Игарки. Теперь трасса никому не нужна

Исторические развалины действуют завораживающе. В огромной стране и развалины бывают неоглядными. Один из таких памятников недавней нашей истории растянулся на сотни километров вдоль Полярного круга. Это брошенная железная дорога Салехард-Игарка, которую еще называют «Мертвой дорогой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сон разума

Ее строили зэки с 1947 по 1953 год под завесой полной секретности. Первые сведения просочились в конце хрущевской оттепели, а в начале 80-х группа любителей истории железных дорог организовала три экспедиции на брошенную трассу. ...Мы впервые увидели ее под Салехардом в закатном свете — уходящие в обе стороны ржавые, искривленные рельсы, полусгнившие, просевшие шпалы. Небольшие насыпи из пылевидного песка, который местами выветрился так, что некоторые звенья пути парили в воздухе. Тишина и безжизненность, так несвойственные железной дороге, делали все похожим на сон.

«Мертвая дорога»
"Радио Свобода"
Наши дни
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Встречавшиеся на обочинах шесты с прибитыми сверху дощечками мы вначале принимали за путевые знаки, но они оказались надгробными «памятниками» зэков. Иногда множество холмиков с такими шестами образовывали кладбища. По образному выражению одного из исследователей истории дороги, под каждой ее шпалой лежит несколько человек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С вертолета, с высоты 100−250 м, путь выглядел желтой полоской, с бесконечной лесенкой шпал, вьющейся по тундре, перескакивая через речки и огибая холмы. А вдоль — квадраты лагерей с покосившимися вышками по углам. Нам рассказывали, что даже стоявшие на вышках охранники стрелялись иногда, не выдержав местной тоски и ужаса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рабы тундры

Освоение Севера с помощью железных дорог было давней мечтой русских инженеров. Еще до революции разрабатывались проекты магистрали через Сибирь и Чукотку в Америку. Правда, тогда никто не предполагал, что для исполнения грандиозных планов станут использовать подневольный труд.

«Мертвая дорога»
"Радио Свобода"
Наши дни
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После вoйны Сталин продолжил превращение страны в неприступную крепость. Тогда и возникла идея переноса головного порта Северного морского пути из Мурманска в глубь страны и строительства железнодорожного подхода к нему. Сначала порт предполагалось строить на берегу Обской губы у мыса Каменный, но строительство железнодорожной линии проектной длиной 710 км, дойдя за год до станции Лабытнаги на берегу Оби напротив Салехарда, захлебнулось: выяснилось, что глубина моря недостаточна для крупных судов, а заболоченная тундра не дает строить даже землянки. Было решено перенести будущий порт еще восточнее — в Игарку — и строить железную дорогу Салехард — Игарка длиной 1260 км с паромными переправами через Обь и Енисей. В дальнейшем планировалось продлить линию до Чукотки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В системе ГУЛАГа было Главное управление лагерного железнодорожного строительства, насчитывавшее больше 290 тысяч только заключенных. В нем работали лучшие инженеры.

Еще не было проектов, еще велись изыскания, а уже потянулись эшелоны с зэками. На головных участках трассы лагеря («колонны») располагались через 510 км. В разгар строительства число заключенных достигало 120 тысяч. Вначале окружали сами себя колючей проволокой, потом строили землянки и бараки. Чтобы скудно прокормить эту армию, разработали безотходную технологию. Нашли где-то брошенные склады сушеного гороха, спрессовавшегося за многие годы в брикеты, в которых мыши проделали норы. Специальные женские бригады разбивали брикеты, ножами вычищали мышиный помет и бросали в котел...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пятьсот-веселая стройка

Люди старшего поколения помнят выражение «пятьсот-веселая стройка». Пошло оно от номеров специально образованных в МВД двух крупных строительных управлений — № 501 (Обского, охватившего западную половину трассы от Салехарда до Пура) и № 503 (Енисейского — от Пура до Игарки). Начальник последнего полковник Владимир Барабанов стал изобретателем системы зачетов, которые несколько сокращали сроки ударникам лагерного труда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Пятьсот-веселая» — типичный пример пионерной стройки по облегченным техническим условиям: руководящий уклон (максимальный уклон, на который рассчитаны составность и вес поездов) — 0,009% минимальные радиусы кривых — до 600 м, а на временных обходах — до 300. Линия была спроектирована одноколейной, с разъездами через 9−14 км и станциями — 40−60 км.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как показали наши экспедиции, рельсы использовались исключительно легкие (весом около 30 кг на погонный метр) и разнообразные, свезенные отовсюду. Мы обнаружили 16 видов отечественных рельсов, в том числе 12 дореволюционных. Например, изготовленных на Демидовских заводах еще в XIX веке. Много и иностранных, в том числе трофейных.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Мертвая дорога»

В нескольких мостах встречался германский широкополочный двутавр, который в СССР не производился. На некоторых участках рельсы пришиты к шпалам без подкладок. Встречаются соединительные накладки из дерева. Выходит, что путь был уникален по своей слабости уже во время постройки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Забытый музей

От Салехарда до Игарки было намечено 134 раздельных пункта — на станциях Салехард, Надым, Пур, Таз, Ермаково и Игарка устраивались основные депо. На станциях Ярудей, Пангоды, Катараль, Урухан — оборотные. Тяговые плечи (расстояния, которые проходят поезда без смены локомотива) были рассчитаны на грузовые паровозы средней мощности типа «Эу» и получались протяженностью от 88 до 247 км. Расчетный вес условного поезда составлял 1550 т при средней скорости 40 км/ч, пропускная способность 6 пар поездов в сутки.Технику вместе с заключенными завозили на океанских «лихтерах» с севера по большой воде. После «смерти» дороги вывозить что-либо с изолированных участков было себе дороже, и там остался своеобразный музей тогдашней технологии лагерного железнодорожного строительства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Мертвая дорога»

Мы обнаружили сохранившийся подвижной состав в депо Таз, на берегу одноименной реки: там остались 4 паровоза серии «Ов» («Овечки») и несколько десятков двухосных грузовых вагонов и открытых платформ. Благодаря простоте, неприхотливости и малой нагрузке на ось, «Овечки» больше полувека были неизменными участницами вoйн и великих строек. А эти рыжие от ржавчины, стоящие на покосившихся путях трудяги ценны еще и тем, что «перепрыгнули» через 50 лет без всяких переделок. Еще четыре «Овечки» остались в Янов стане и в Ермаково. На восточном участке были обнаружены локомобиль, останки тракторов «Сталинец» и автомобилей ЗИС-5.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Закопанные деньги

Большая часть работ, в том числе земляных, выполнялась вручную. Грунт, который почти по всей трассе оказался неблагоприятным — пылевидные пески, вечная мерзлота, — возили тачками. Часто целые его составы уходили в болото, как в прорву, а уже построенные насыпи и выемки оползали и требовали постоянной подсыпки. Камень и крупнозернистый песок завозили с Урала. И все же стройка продвигалась. К 1953 году из 1260 км было готово больше пятисот.

«Мертвая дорога»
"Радио Свобода"
Наши дни
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И это при том, что финансирование велось по фактическим затратам, без утвержденного проекта и смет, которые были представлены правительству только 1 марта 1952 года. Общие расходы должны были составить 6,5 млрд руб., из которых 3 млрд — затраты прошлых лет. Предполагалось, что сквозное движение до Игарки откроется в конце 1954 года, а в постоянную эксплуатацию линию сдадут в 1957 году. Однако документы так и не были утверждены. После пуска участка Салехард — Надым выяснилось, что возить по новой дороге некого и нечего. Строительство поддерживала лишь никем не отмененная директива Сталина, и как только вождя не стало, постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1953 года оно было прекращено. За считанные месяцы дорога обезлюдела: заключенных вывезли на Урал. Пытались вывезти и технику (например, рельсы с участка Ермаково — Янов стан), но многое просто бросили. Все было списано, кроме телефонной линии, доставшейся Министерству связи, и железнодорожной ветки Чум — Лабытнанги, которую МПС приняло в постоянную эксплуатацию в 1955 году. А дорога умерла.

После открытия на Севере больших запасов нефти и газа начался новый этап его освоения. Но железная дорога пришла в Уренгой и Надым не с запада, не от Салехарда, а по меридиану — от Тюмени через Сургут. Использовать остатки «Мертвой дороги» оказалось практически невозможно: новые линии строились по другим техническим условиям, более прямолинейными, и вписываться в извилистые участки «сталинской» трассы даже там, где она проходила рядом, было совершенно не нужно.

Владимир Бординовский
Владимир Бординовский 20 Февраля, 19:16
Стройка с 1947 по 1953, самое страшное войну неимоверными усилиями закончили, а сталинские ГУЛАГи продолжаются, и никто не посмеет возразить сталину непродуманности стройки с безрассудными гибелями тысяч человек. Численность ГУЛАГов возросла засомневавшимися в колхозах увидев уровень Европы, вернувшихся уцелевших в войне, а сталинисты захлёбываются "любовью сталина к своему народу".
Grigori Nikitin
Grigori Nikitin 31 Января, 02:25
Журналюги делают башли на резких выражениях - "оказалась никому не нужна" - но дело не в этом; да, конечно в осуществлении данного проекта тогда и теми силами много волюнтаризма и жестокого отношения к людям; но подобные дороги нужны, и с каждым днём всё сильнее! Сегодня потребность в северной дороге вдоль океана до Берингового пролива уже очевидно сильна; и отходящих от неё меридиальных ответвлений!
Grigori Nikitin
Grigori Nikitin 31 Января, 02:36
Да, забыл добавить -- не забывайте, мальчики и девочки что Россия веками как минимум находится в условиях перманентной войны; сплошь и рядом на пути выживания приходится прерываться в мирном созидательном строительстве из-за перерастания внешних угроз в непреодолимые факторы вредительства; как и сегодня! А ещё вы все воруете столько... что иногда это больше вредит чем внешние факторы!
msozzi
msozzi 30 Января, 19:23
Сейчас туда на вахту ездят за копейки и отличие от зэков лишь в их якобы свободе . На самом деле они такие-же бесправные зэки-быдло .
nemoXX
nemoXX 03 Октября 2021, 19:48
Все ностальгирующие по сталинизму должны бы пройти перековку на достройке этой дороги! Причем, не охранниками в тулупах - как им мечтается, стволами стимулирующими "трудовой энтузиазм" зэков, а с лопатами и тачками под строгим присмотром... на "10 лет без права переписки". Это будет справедливо.
Алекс Штерн
Алекс Штерн 03 Октября 2021, 10:12
Очередной бред либерастов . Триллионы погибших по приходите вождя и конечно верим верим . Только почему последние 30 лет Россия вымирает так что даже мигранты не спасают , а ведь никакой войны , тирана Сталина и гигантских строек нет . Как же так либерасты?
Николай Николаев
Николай Николаев 02 Октября 2019, 05:04
Сколько веры и леса повалено...
todt
todt 01 Октября 2019, 22:44
--> «Ее строили зэки» ? Проскочило («колонны»), а это не зеки, это «трудмобилизованные» во время войны из числа репрессированных народов, немцев в первую очередь, так называемая «Трудармия». Они не были осуждённые, им было хуже, чем зекам – срок не определён, охрана ничем не ограничена - трудармейцы не могли, в отличие от зеков, пожаловаться прокурору на нарушение их прав. Одежда не выдавалась – в чём их «мобилизовали», в том и работали (первый год во всяком случае)..
cherrybuster
cherrybuster 04 Октября 2019, 15:48
Ну конечно, как ни сталинист, так русофобию видит, когда его мурлом в его дерьмо тычут
cherrybuster
cherrybuster 04 Октября 2019, 15:48
Это будет «великими свершениями во имя коммунизма»
todt
todt 01 Октября 2019, 22:38
А если каждый километр, то тебя это устроит? Это не будет для тебя русофобией?
Алиса Горбунова
Алиса Горбунова 01 Октября 2019, 12:00
Это статья 2003 года
Max Li
Max Li 09 Октября 2018, 07:57
>> Каждая уложенная шпала от Салехарда до Игарки обошлась в несколько жизней Возьмем минимум, 1 шпала = 2 жизни >> К 1953 году из 1260 км было готово больше пятисот. Построили больше 500 км, шпал на 1км от 1400 до 2000 (например, на повороте кладут больше), возьмем среднее — 1700. 500 x 2 x 1700 = 1700000 жизней  При этом в тексте: >> В системе ГУЛАГа было Главное управление лагерного железнодорожного строительства, насчитывавшее больше 290 тысяч только заключенных. В общем, от этой статьи пахнет русофобией. В мое время TechInsider не позволяла себе печатать такую ересь.
vova.rzhev
vova.rzhev 23 Июня 2009, 01:06
Лагерь в Лабытнангах и есть живой памятник этой дороге.
cherrybuster
cherrybuster 04 Октября 2019, 15:49
И поедет ее строить - ты
cherrybuster
cherrybuster 04 Октября 2019, 15:50
О, ещё один сталинский раб
ollycat
ollycat 01 Октября 2019, 21:01
А он и строился обычными, человеческими методами. Вы вдумайтесь в бред про "несколько жизней под каждой шпалой", просто прикиньте цифры и даже не надо будет лезть за историческими данными, что бы понять, какой бред написан. Но самое обидное не это. Ведь люди, которые это строили, знали насколько это необходимо стране. И с энтузиазмом вкалывали на благо всех людей страны! Для себя, для окружающих, для детей и будущих поколений. А потом пришли ублюдки, вроде Чубайса и всё, что было создано тупо разворовали, а что украсть или продать не смогли, как эту дорогу, просто забросили. И начали строчить страшилки про сто тыщь мульёнов трупов зеков под шпалами.
Владимир Радионов
Владимир Радионов 02 Октября 2021, 18:00
Ага, после смерти Сталина сразу Чубайс пришел...
rin-10
rin-10 13 Марта 2009, 17:03
Почему бы не вернуться к этому проекту, но не "сталинскими методами", а обычными человечкими? Наши руководители говорят об освоении Сибри и Севера, стоит только провести "модернизацию".
Загрузка статьи...