РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мертвая дорога»: как в СССР строили магистраль от Салехарда до Игарки, которая теперь никому не нужна

Сталинская «стройка века», железнодорожный путь вдоль Полярного круга, оказалась никому не нужна.
«Мертвая дорога»: как в СССР строили магистраль от Салехарда до Игарки, которая теперь никому не нужна

Исторические развалины действуют завораживающе. В огромной стране и развалины бывают неоглядными. Один из таких памятников недавней нашей истории растянулся на сотни километров вдоль Полярного круга. Это брошенная железная дорога Салехард-Игарка, которую еще называют «Мертвой дорогой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сон разума

Ее строили зэки с 1947 по 1953 год под завесой полной секретности. Первые сведения просочились в конце хрущевской оттепели, а в начале 80-х группа любителей истории железных дорог организовала три экспедиции на брошенную трассу. ...Мы впервые увидели ее под Салехардом в закатном свете — уходящие в обе стороны ржавые, искривленные рельсы, полусгнившие, просевшие шпалы. Небольшие насыпи из пылевидного песка, который местами выветрился так, что некоторые звенья пути парили в воздухе. Тишина и безжизненность, так несвойственные железной дороге, делали все похожим на сон.

«Мертвая дорога»
"Радио Свобода"
Наши дни
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Встречавшиеся на обочинах шесты с прибитыми сверху дощечками мы вначале принимали за путевые знаки, но они оказались надгробными «памятниками» зэков. Иногда множество холмиков с такими шестами образовывали кладбища. По образному выражению одного из исследователей истории дороги, под каждой ее шпалой лежит несколько человек.

С вертолета, с высоты 100−250 м, путь выглядел желтой полоской, с бесконечной лесенкой шпал, вьющейся по тундре, перескакивая через речки и огибая холмы. А вдоль — квадраты лагерей с покосившимися вышками по углам. Нам рассказывали, что даже стоявшие на вышках охранники стрелялись иногда, не выдержав местной тоски и ужаса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Рабы тундры

Освоение Севера с помощью железных дорог было давней мечтой русских инженеров. Еще до революции разрабатывались проекты магистрали через Сибирь и Чукотку в Америку. Правда, тогда никто не предполагал, что для исполнения грандиозных планов станут использовать подневольный труд.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Мертвая дорога»
"Радио Свобода"
Наши дни

После вoйны Сталин продолжил превращение страны в неприступную крепость. Тогда и возникла идея переноса головного порта Северного морского пути из Мурманска в глубь страны и строительства железнодорожного подхода к нему. Сначала порт предполагалось строить на берегу Обской губы у мыса Каменный, но строительство железнодорожной линии проектной длиной 710 км, дойдя за год до станции Лабытнаги на берегу Оби напротив Салехарда, захлебнулось: выяснилось, что глубина моря недостаточна для крупных судов, а заболоченная тундра не дает строить даже землянки. Было решено перенести будущий порт еще восточнее — в Игарку — и строить железную дорогу Салехард — Игарка длиной 1260 км с паромными переправами через Обь и Енисей. В дальнейшем планировалось продлить линию до Чукотки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В системе ГУЛАГа было Главное управление лагерного железнодорожного строительства, насчитывавшее больше 290 тысяч только заключенных. В нем работали лучшие инженеры.

Еще не было проектов, еще велись изыскания, а уже потянулись эшелоны с зэками. На головных участках трассы лагеря («колонны») располагались через 510 км. В разгар строительства число заключенных достигало 120 тысяч. Вначале окружали сами себя колючей проволокой, потом строили землянки и бараки. Чтобы скудно прокормить эту армию, разработали безотходную технологию. Нашли где-то брошенные склады сушеного гороха, спрессовавшегося за многие годы в брикеты, в которых мыши проделали норы. Специальные женские бригады разбивали брикеты, ножами вычищали мышиный помет и бросали в котел...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пятьсот-веселая стройка

Люди старшего поколения помнят выражение «пятьсот-веселая стройка». Пошло оно от номеров специально образованных в МВД двух крупных строительных управлений — № 501 (Обского, охватившего западную половину трассы от Салехарда до Пура) и № 503 (Енисейского — от Пура до Игарки). Начальник последнего полковник Владимир Барабанов стал изобретателем системы зачетов, которые несколько сокращали сроки ударникам лагерного труда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Пятьсот-веселая» — типичный пример пионерной стройки по облегченным техническим условиям: руководящий уклон (максимальный уклон, на который рассчитаны составность и вес поездов) — 0,009% минимальные радиусы кривых — до 600 м, а на временных обходах — до 300. Линия была спроектирована одноколейной, с разъездами через 9−14 км и станциями — 40−60 км.

Как показали наши экспедиции, рельсы использовались исключительно легкие (весом около 30 кг на погонный метр) и разнообразные, свезенные отовсюду. Мы обнаружили 16 видов отечественных рельсов, в том числе 12 дореволюционных. Например, изготовленных на Демидовских заводах еще в XIX веке. Много и иностранных, в том числе трофейных.

«Мертвая дорога»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В нескольких мостах встречался германский широкополочный двутавр, который в СССР не производился. На некоторых участках рельсы пришиты к шпалам без подкладок. Встречаются соединительные накладки из дерева. Выходит, что путь был уникален по своей слабости уже во время постройки.

Забытый музей

От Салехарда до Игарки было намечено 134 раздельных пункта — на станциях Салехард, Надым, Пур, Таз, Ермаково и Игарка устраивались основные депо. На станциях Ярудей, Пангоды, Катараль, Урухан — оборотные. Тяговые плечи (расстояния, которые проходят поезда без смены локомотива) были рассчитаны на грузовые паровозы средней мощности типа «Эу» и получались протяженностью от 88 до 247 км. Расчетный вес условного поезда составлял 1550 т при средней скорости 40 км/ч, пропускная способность 6 пар поездов в сутки.Технику вместе с заключенными завозили на океанских «лихтерах» с севера по большой воде. После «смерти» дороги вывозить что-либо с изолированных участков было себе дороже, и там остался своеобразный музей тогдашней технологии лагерного железнодорожного строительства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Мертвая дорога»

Мы обнаружили сохранившийся подвижной состав в депо Таз, на берегу одноименной реки: там остались 4 паровоза серии «Ов» («Овечки») и несколько десятков двухосных грузовых вагонов и открытых платформ. Благодаря простоте, неприхотливости и малой нагрузке на ось, «Овечки» больше полувека были неизменными участницами вoйн и великих строек. А эти рыжие от ржавчины, стоящие на покосившихся путях трудяги ценны еще и тем, что «перепрыгнули» через 50 лет без всяких переделок. Еще четыре «Овечки» остались в Янов стане и в Ермаково. На восточном участке были обнаружены локомобиль, останки тракторов «Сталинец» и автомобилей ЗИС-5.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Закопанные деньги

Большая часть работ, в том числе земляных, выполнялась вручную. Грунт, который почти по всей трассе оказался неблагоприятным — пылевидные пески, вечная мерзлота, — возили тачками. Часто целые его составы уходили в болото, как в прорву, а уже построенные насыпи и выемки оползали и требовали постоянной подсыпки. Камень и крупнозернистый песок завозили с Урала. И все же стройка продвигалась. К 1953 году из 1260 км было готово больше пятисот.

«Мертвая дорога»
"Радио Свобода"
Наши дни
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И это при том, что финансирование велось по фактическим затратам, без утвержденного проекта и смет, которые были представлены правительству только 1 марта 1952 года. Общие расходы должны были составить 6,5 млрд руб., из которых 3 млрд — затраты прошлых лет. Предполагалось, что сквозное движение до Игарки откроется в конце 1954 года, а в постоянную эксплуатацию линию сдадут в 1957 году. Однако документы так и не были утверждены. После пуска участка Салехард — Надым выяснилось, что возить по новой дороге некого и нечего. Строительство поддерживала лишь никем не отмененная директива Сталина, и как только вождя не стало, постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1953 года оно было прекращено. За считанные месяцы дорога обезлюдела: заключенных вывезли на Урал. Пытались вывезти и технику (например, рельсы с участка Ермаково — Янов стан), но многое просто бросили. Все было списано, кроме телефонной линии, доставшейся Министерству связи, и железнодорожной ветки Чум — Лабытнанги, которую МПС приняло в постоянную эксплуатацию в 1955 году. А дорога умерла.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После открытия на Севере больших запасов нефти и газа начался новый этап его освоения. Но железная дорога пришла в Уренгой и Надым не с запада, не от Салехарда, а по меридиану — от Тюмени через Сургут. Использовать остатки «Мертвой дороги» оказалось практически невозможно: новые линии строились по другим техническим условиям, более прямолинейными, и вписываться в извилистые участки «сталинской» трассы даже там, где она проходила рядом, было совершенно не нужно.

Владимир Бординовский
Владимир Бординовский 20 Февраля, 19:16
Стройка с 1947 по 1953, самое страшное войну неимоверными усилиями закончили, а сталинские ГУЛАГи продолжаются, и никто не посмеет возразить сталину непродуманности стройки с безрассудными гибелями тысяч человек. Численность ГУЛАГов возросла засомневавшимися в колхозах увидев уровень Европы, вернувшихся уцелевших в войне, а сталинисты захлёбываются "любовью сталина к своему народу".
Grigori Nikitin
Grigori Nikitin 31 Января, 02:25
Журналюги делают башли на резких выражениях - "оказалась никому не нужна" - но дело не в этом; да, конечно в осуществлении данного проекта тогда и теми силами много волюнтаризма и жестокого отношения к людям; но подобные дороги нужны, и с каждым днём всё сильнее! Сегодня потребность в северной дороге вдоль океана до Берингового пролива уже очевидно сильна; и отходящих от неё меридиальных ответвлений!
Grigori Nikitin
Grigori Nikitin 31 Января, 02:36
Да, забыл добавить -- не забывайте, мальчики и девочки что Россия веками как минимум находится в условиях перманентной войны; сплошь и рядом на пути выживания приходится прерываться в мирном созидательном строительстве из-за перерастания внешних угроз в непреодолимые факторы вредительства; как и сегодня! А ещё вы все воруете столько... что иногда это больше вредит чем внешние факторы!
msozzi
msozzi 30 Января, 19:23
Сейчас туда на вахту ездят за копейки и отличие от зэков лишь в их якобы свободе . На самом деле они такие-же бесправные зэки-быдло .
nemoXX
nemoXX 03 Октября 2021, 19:48
Все ностальгирующие по сталинизму должны бы пройти перековку на достройке этой дороги! Причем, не охранниками в тулупах - как им мечтается, стволами стимулирующими "трудовой энтузиазм" зэков, а с лопатами и тачками под строгим присмотром... на "10 лет без права переписки". Это будет справедливо.
Алекс Штерн
Алекс Штерн 03 Октября 2021, 10:12
Очередной бред либерастов . Триллионы погибших по приходите вождя и конечно верим верим . Только почему последние 30 лет Россия вымирает так что даже мигранты не спасают , а ведь никакой войны , тирана Сталина и гигантских строек нет . Как же так либерасты?
Николай Николаев
Николай Николаев 02 Октября 2019, 05:04
Сколько веры и леса повалено...
todt
todt 01 Октября 2019, 22:44
--> «Ее строили зэки» ? Проскочило («колонны»), а это не зеки, это «трудмобилизованные» во время войны из числа репрессированных народов, немцев в первую очередь, так называемая «Трудармия». Они не были осуждённые, им было хуже, чем зекам – срок не определён, охрана ничем не ограничена - трудармейцы не могли, в отличие от зеков, пожаловаться прокурору на нарушение их прав. Одежда не выдавалась – в чём их «мобилизовали», в том и работали (первый год во всяком случае)..
cherrybuster
cherrybuster 04 Октября 2019, 15:48
Ну конечно, как ни сталинист, так русофобию видит, когда его мурлом в его дерьмо тычут
cherrybuster
cherrybuster 04 Октября 2019, 15:48
Это будет «великими свершениями во имя коммунизма»
todt
todt 01 Октября 2019, 22:38
А если каждый километр, то тебя это устроит? Это не будет для тебя русофобией?
Алиса Горбунова
Алиса Горбунова 01 Октября 2019, 12:00
Это статья 2003 года
Max Li
Max Li 09 Октября 2018, 07:57
>> Каждая уложенная шпала от Салехарда до Игарки обошлась в несколько жизней Возьмем минимум, 1 шпала = 2 жизни >> К 1953 году из 1260 км было готово больше пятисот. Построили больше 500 км, шпал на 1км от 1400 до 2000 (например, на повороте кладут больше), возьмем среднее — 1700. 500 x 2 x 1700 = 1700000 жизней  При этом в тексте: >> В системе ГУЛАГа было Главное управление лагерного железнодорожного строительства, насчитывавшее больше 290 тысяч только заключенных. В общем, от этой статьи пахнет русофобией. В мое время TechInsider не позволяла себе печатать такую ересь.
vova.rzhev
vova.rzhev 23 Июня 2009, 01:06
Лагерь в Лабытнангах и есть живой памятник этой дороге.
cherrybuster
cherrybuster 04 Октября 2019, 15:49
И поедет ее строить - ты
cherrybuster
cherrybuster 04 Октября 2019, 15:50
О, ещё один сталинский раб
ollycat
ollycat 01 Октября 2019, 21:01
А он и строился обычными, человеческими методами. Вы вдумайтесь в бред про "несколько жизней под каждой шпалой", просто прикиньте цифры и даже не надо будет лезть за историческими данными, что бы понять, какой бред написан. Но самое обидное не это. Ведь люди, которые это строили, знали насколько это необходимо стране. И с энтузиазмом вкалывали на благо всех людей страны! Для себя, для окружающих, для детей и будущих поколений. А потом пришли ублюдки, вроде Чубайса и всё, что было создано тупо разворовали, а что украсть или продать не смогли, как эту дорогу, просто забросили. И начали строчить страшилки про сто тыщь мульёнов трупов зеков под шпалами.
Владимир Радионов
Владимир Радионов 02 Октября 2021, 18:00
Ага, после смерти Сталина сразу Чубайс пришел...
rin-10
rin-10 13 Марта 2009, 17:03
Почему бы не вернуться к этому проекту, но не "сталинскими методами", а обычными человечкими? Наши руководители говорят об освоении Сибри и Севера, стоит только провести "модернизацию".
Загрузка статьи...