Он обещал вернуться: Терминатор 4

Четверть века назад на экраны вышел фильм, который навсегда изменил кинематографическую фантастику и создал целый мир, где, перемещаясь во времени, герои-спасители и киборги-убийцы борются за существование человечества. Чем закончится очередной раунд противостояния людей и машин, российские зрители узнают 4 июня
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У режиссера первого «Терминатора» Джеймса Кэмерона не было денег на полноценное футуристическое кино. Он придумал историю, в которой встречались настоящее и будущее: присланный из будущего киборг-убийца и официантка, которая должна произвести на свет будущего спасителя человечества. Последовавший в 1991 году «Терминатор-2. Судный день» был редким образцом сиквела, который превзошел оригинал. Создатели фильма использовали все известные на тот момент технологии для создания спецэффектов, а Арнольд Шварценеггер сыграл, возможно, свою лучшую роль. Вежливо проигнорировав сюжет фильма «Терминатор-3. Восстание машин» 2003 года, кинокомпания FOX в прошлом году запустила телесериал «Хроники Сары Коннер» (в России транслировался под названием «Терминатор: Битва за будущее»), действие которого разворачивается через два года после событий второго фильма. Этим летом легенда о Терминаторе возвращается на большие экраны. Режиссер Макджи снял совершенно новую историю — «Терминатор. Да придет спаситель», точкой входа для которой снова послужили перипетии «Судного дня». Многомиллионный бюджет и достижения современной компьютерной графики позволили сделать то, что 25 лет назад казалось невозможным: снять фильм, основное действие которого происходит в будущем, в 2018 году — после того как машины захватили Землю.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Нам предстояла нелегкая задача: мы должны были соответствовать той высокой планке, которую установили первые фильмы о Терминаторе, и в то же время осовременить наш фильм в соответствии с тем, чего ожидает аудитория от боевика в 2009 году», — говорит Бен Сноу, супервайзер по спецэффектам на студии ILM.

Черная земля

«Мы так долго ждали возможности увидеть этот мир — мы видели только намеки на него в предыдущих фильмах о Терминаторе», — рассказывает Чарли Гибсон, руководивший созданием спецэффектов в фильме. Атмосфера новой картины разительно отличается от мира первых «Терминаторов», выдержанных в стальной голубой гамме. Мир 2018 года грязен, неуютен и обесцвечен. «Машинам не нужен чистый воздух, им не нужны растения», — объясняет художественный директор ILM Кристиан Альцман.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бесконечная война оставила после себя развалины и почерневшую землю. Создатели фильма консультировались с учеными и футурологами о том, как может выглядеть планета после апокалипсиса. Кроме того, чтобы точнее передать влияние радиации на ландшафт, Макджи беседовал с наблюдателями, которые приезжали на место Чернобыльской аварии.

Для съемок фильма использовалась необычная крупнозернистая пленка из старых запасов фирмы Kodak, давно снятая с производства. Режиссер также выбрал старые объективы Ultra-Speed фирмы Panavision, которые, с общепринятой точки зрения, имеют массу недостатков: сильно бликуют и снимают не с самой высокой резкостью. С точки зрения Макджи, это было скорее достоинством. Наконец, при обработке отснятой пленки было использовано в три раза больше серебра, чем обычно для цветной пленки. В результате получилось контрастное, тусклое и «грязное» изображение заброшенного мира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На небе, в воде, на земле

В этом мире человеку негде укрыться от машин. «Макджи настаивал, что в будущем, после наступления Судного дня, никто и нигде не может чувствовать себя в безопасности», — объясняет Бен Сноу. Роботы в новом «Терминаторе» населяют и землю, и воду, и воздух. Это грязные, грубые и мощные машины, которые режиссер любит сравнивать с советскими танками.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На студии ILM был разработан дизайн шести новых машин для фильма. Одним из первых произведений студии стал гигантский робот Harvester (Собиратель), ростом около 15 м. Его задача — ловить людей для отправки в корпорацию Skynet, где над ними проводят опыты. «Мы дали Собирателю несколько пар рук, чтобы он мог утащить больше людей и выглядел еще страшнее», — рассказывает Кристиан Альцман. В качестве вдохновения он и его коллеги по ILM использовали гигантские строительные машины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вместе с Собирателем на людей охотятся мото-терминаторы. Также в фильме появляются гидроботы — машины, смоделированные по образцу угрей; знакомые по первым «Терминаторам» летающие роботы модели «охотник-убийца»; и наконец, модели, предшествующие появлению человекообразного киборга Т-800, сыгранного Шварценеггером.

Пара красных глаз

Создатели новой картины очень заботились о том, чтобы сохранить визуальную связь со старыми фильмами о Терминаторе. Внимательный зритель найдет множество знакомых образов и цитат, а также отметит преемственность элементов дизайна роботов. Кроме того, одним из визуальных «мостиков», переброшенных от старых фильмов к новому, стали красные глаза машин. «Для меня Терминатор — это пара красных глаз», — признается Кристиан Альцман.

Многие роботы в фильме обладают только одним красным глазом, и это не случайно. Два глаза — это уже почти лицо, а робот должен быть безликим. «Ведь если у робота есть лицо, то можно подумать, что с ним можно договориться, попросить оставить тебя в живых, — объясняет Альцман. — Но если это холодная и мертвая машина, то ты знаешь, что выхода нет». Дизайнеры стремились лишить роботов любых намеков на человеческие черты, чтобы не оставалось никаких сомнений: за железным фасадом скрываются только две установки — поймать и убить.

Угроза, исходящая от роботов, подчеркивается их тяжелой механической походкой. В первых «Терминаторах» на съемках использовались макеты, которые механическую походку демонстрировали без труда. В наши дни роботов, созданных в компьютерной графике, приводит в движение группа аниматоров. Последние в некотором смысле стали жертвой собственного профессионализма. «В обычной ситуации для аниматора нет ничего страшнее, чем услышать, что его герои ходят как роботы, — рассказывает Бен Сноу. — По иронии судьбы, у нас в ILM очень хорошие аниматоры, и они умеют передавать очень достоверные человеческие движения. Им пришлось несколько раз начинать работу заново, потому что движения роботов выглядели чересчур плавными».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я не люблю компьютерную графику»

Интересно, что макетам нашлось место и в эру компьютерной графики. «Я не люблю компьютерную графику. Я не хочу, чтобы партнером моих актеров на площадке был компьютер», — говорит Макджи. Он настоял, чтобы для фильма были изготовлены макеты всех роботов, которые так или иначе появляются в кадре. Гигантские резиновые куклы были сделаны на студии Legacy FX, бывшей Winston Studio. Ее основатель Стэн Уинстон, работавший над всеми фильмами о Терминаторе, умер вскоре после начала работы над новой картиной. Макеты произвели большое впечатление на актеров. «Я был таким поклонником старых "Терминаторов", — рассказывает Антон Ельчин, сыгравший одну из главных ролей. — Это было невероятно — я в детстве играл со всеми этими роботами, а теперь они превратились в гигантов, и я стою среди них!»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но какими бы качественными ни были макеты, как бы ни улучшились их возможности с середины 1980-х годов, диапазон их движений все же сильно ограничен. «Если вы снимаете настоящее, кровавое сражение в современном фильме, вы не можете позволить себе никаких ограничений», — говорит Бен Сноу. Поэтому ни один макет не вошел в окончательный вариант фильма; все они были заменены компьютерной графикой. То же самое произошло практически со всеми трюками, с автомобильными и мотоциклетными погонями.

Редким исключением в картине стали роботы модели Т-600 — неудачной попытки корпорации Skynet создать человекообразного киборга. По словам Бена Сноу, эти роботы на экране — комбинация компьютерной графики и настоящих съемок, в которых участвовали статисты в соответствующем гриме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Призрак Арнольда Ш.

Задолго до выхода картины «Терминатор. Да придет спаситель» всех интересовал один вопрос: появится ли на экране Арнольд Шварценеггер? Создатели фильма до последнего подогревали интригу. В конце концов режиссер признался, что, конечно же, Т-800 на экране появится. «А тот Т-800, которого мы знаем, обязан своей внешностью одному малоизвестному австрийскому бодибилдеру», — шутит Макджи.

Но не все так просто. Во-первых, за прошедшие годы даже Арнольд Шварценеггер, увы, постарел. Во-вторых, работа в качестве губернатора штата Калифорния не оставляет ему времени на съемки в кино. Поэтому создатели картины использовали сложную комбинацию, в которой были задействованы старые кадры с участием актера, его цифровой двойник и, наконец, его дублер — австрийский актер и бодибилдер Ролан Кикинджер, сыгравший когда-то Шварценеггера в биографическом телефильме. «Мы пытаемся стереть границу между человеком и его цифровым двойником, чтобы зрители не могли догадаться, где кончается один и начинается другой», — рассказывает режиссер. Макджи надеется, что зрителям его фильм понравится, и уже готовится снимать продолжение. «Но окончательное решение за зрителями», — говорит он.