РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ракетные альтернативы: Вместо «Ареса»

Амбициозные планы NASA по возведению в 2020 г. постоянной обитаемой базы на Луне выглядят не слишком реализуемыми. Даже разработка основной ракеты-носителя Ares сталкивается с такими проблемами, что специалисты всерьез рассматривают альтернативные проекты. Какие же кандидаты на эту роль имеются?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Constellation, масштабная программа американского космического агентства, призвана создать замену физически и морально устаревшим «шаттлам». По плану, вместо них будет использоваться одноразовая система, включающая возвращаемый космический корабль Orion и ракету-носитель Ares (Ares I для полетов на околоземную орбиту и тяжелый Ares V — для полетов к Луне). Однако уже сегодня ясно, что NASA банально не укладывается в бюджет, причем настолько, что в ближайшее десятилетия правительству придется изыскивать для разработки дополнительно десятки миллиардов долларов.

Ко всему прочему, даже базовая конструкция ракеты Ares, по мнению многих экспертов, крайне ненадежна, и все громче раздаются голоса противников этого решения. О том, что с ней не так, мы рассказывали в заметке «Хромоногий Ares» — и, похоже, все эти доводы вполне убедили чиновников NASA. На прошлой неделе в Вашингтоне состоялись публичные дискуссии на эту тему, а авторы альтернативных ракетных проектов представили свои решения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все они подходят для замены «шаттлов» в доставке грузов и людей на МКС, однако не все способны решать более масштабные задачи — скажем, полетов к Луне. Самые мощные из этих «альтернативных ракет» — Heavy Launch Vehicle и Jupiter, которая подойдет и для доставки марсианских миссий. Впрочем, рассмотрим все варианты по порядку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ares I

Конструктивно ракета представляет собой модифицированную версию систем «шаттла» и ракеты Saturn V. Две последовательно расположенные ступени венчаются прикрепляемой сверху капсулой Orion. Она способна вывести на низкую околоземную орбиту до 25 т груза. Стоимость каждого запуска оценивается в 130 млн долларов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За: Высокая совместимость с тяжелым носителем Ares V облегчит и удешевит работу с «лунным» проектом. Против: Разрушительные вибрации слишком длинного корпуса и т. д. — читайте в заметке «Хромоногий Ares».

Созданная в недрах корпорации Boeing по заказу американских военных, эта грузовая ракета может усиливаться парой разгонных модулей, работающих на жидком топливе. В новой, модифицированной для пилотируемых полетов версии она будет способна доставить на низкую околоземную орбиту 23 т грузов, а стоимость запуска составит 300 млн долларов.

За: Разработка недорога, поскольку грузовая версия ракеты уже создана и успешно используется. Против: Чтобы довести безопасность запусков до нужного для пилотируемых миссий уровня, потребуется, по разным оценкам, до 7 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Двухступенчатый носитель, который частная фирма SpaceX создает на основе своей менее мощной ракеты Falcon 1. Та уже совершила успешный полет на орбиту в сентябре прошлого года. Грузоподъемность: 10,5 т, стоимость запуска менее 140 млн долларов.

За: В SpaceX уверены, что все будет готово уже через 2 года. Против: Сам статус и репутация SpaceX, как новичка в космической отрасли, заставляют сомневаться в реализуемости ее планов и тем более — в реалистичности названных сроков.

Проект, предложенный группой анонимных инженеров и конструкторов NASA, которые оказались недовольны ошибочным, по их мнению, проектом Ares и объединились для разработки собственной концепции. По их проекту, семейство носителей Jupiter сможет выводить на низкую околоземную орбиту от 39 до 96 т груза. Стоимость запуска составит (для 39-тонной версии) около 100 млн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За: Многие элементы заимствованы из системы «шаттлов», что существенно облегчит разработку. Тяжелая версия ракеты способна работать на лунных миссиях. Против: Даже самая мощная из ракет семейства не так мощна, как Ares V, что может сильно затруднить всю работу по лунной базе.

Двоюродный брат Delta IV: авторы — конструкторы корпорации Lockheed Martin, изначально создавшие эту грузовую ракету для нужд Пентагона и готовые доработать ее для пилотируемых полетов. Расчетная грузоподъемность составит 13,6 т, а стоимость каждого старта — 130 млн.

За: Грузовая версия уже имеется и летает, так что разработка носителя для пилотируемых полетов должна быть не слишком долгим и дорогим процессом. Против: На первой ступени ракеты установлен жидкостный двигатель РД-180 российского производства.

Heavy Lift Vehicle

Самый простой вариант, использующий ракеты «шаттлов», но модифицированные с тем, чтобы разместить на них новые легкие обитаемые капсулы. По расчетам, такая система сможет поднимать на околоземную орбиту до 72 т грузов. Цена запуска не приводится.

За: Судя по всему, реализовать такой вариант будет проще и быстрее, чем любой другой. Против: Все застарелые проблемы с носителями «шаттлов». Кроме того, должны появиться сложности с отделением и катапультированием обитаемой капсулы в случае аварии.

kassiopeja
kassiopeja 16 Июля 2009, 14:07
Тема достаточно интересна. Не так давно у американцев были очень широкие программы NASA исследования луны, которые чуть позже быстро прекрыли...ходило много споров и домыслов - мол нашли там что-то, некие не естественного происхождения предметы, механизмы, возможно и финакнсирование прекратилось. Сворачивание этих программ конечно для большинсвта ученых, исседователей, астрономов стало огорчением. Ну чтож теперь американцы по не понятным причинам надумали лететь вновь, усовершенствуя ракеты. Удачи в полетах!
Андрей Елманов
Андрей Елманов 14 Июля 2009, 22:07
to Biker Если так рассуждать, то можно найти кучу доказательст, что и луноходов на Луне не было. А то, что кто-то был на Луне узнаем когда слетаем туда.
physprak
physprak 14 Июля 2009, 01:07
Очень интересно, о чем думали американские конструкторы, разрабатывая Atlas V для пентагона с двигателем российского производства О.О
weise-sport
weise-sport 04 Июля 2009, 14:07
даже у нас есть грунт!!!
weise-sport
weise-sport 04 Июля 2009, 13:07
Biker Нет уж! Пусть как они на духу. Куда аполло подевали, а? На котором ровер или байк на Луну возили, а? есть хороший фильм: Луна. Секретная зона. там на эту тему как раз разговор идет http://video.yandex.ru/users/georgs53/view/29/ а насчет ракет, пора давно новые типы двигателей делать!!!
grig888
grig888 04 Июля 2009, 00:07
Шось никто не откликнулся на призыв разработки альтернатив ракеты... Уважаемая редакция ПМ! Почему бы не сделать обзор разрабатываемых альтернативных средств доставок груза в космос? Тема обещает получится интересной :-)
radiman
radiman 03 Июля 2009, 23:07
Biker Как я понял, ты мне ничего противопоставить не смог. Быстро же ты выдохся.
grig888
grig888 03 Июля 2009, 23:07
>Смени лампу в 100 ватт на лампу в 50 ватт. Не говорите мне что делать и я не скажу вам куда пойти 8)))) И не забудьте завязывайть с дарами природы, а то вас порой довольно трудно понять =)))
grig888
grig888 03 Июля 2009, 12:07
"Мне кажется пора разрабатывать новые корабли для полета к космос. " ------ и какие будут ваши предложения ?)))))
radiman
radiman 02 Июля 2009, 23:07
Biker >Нет уж! Пусть как они на духу. Куда аполло подевали, а? На котором ровер или байк на Луну возили, а? Чувак), что-то ты бред какой-то несешь. У американцев тоже есть прекрасные музеи, даже с электронными каталогами: http://www.nasm.si.edu/events/apollo11/objects/apolloartifact.cfm?id=A19700102000 Про Сатурн даже комментировать не хочу.
raptor2283
raptor2283 02 Июля 2009, 17:07
Мое мнение по данной статье, что америкосы или своруют нашу технологию, или мы им ее продадим, в самом крайнем случае они дадут нам денег и Русские бравые парни запустят америкосовскую базу хоть на юпитер... А мощных и надежных ракет в Америке не будет еще долго.
grig888
grig888 02 Июля 2009, 15:07
"...Этим МЫ нужно прекратить понтить. Побыть дураками пару лет...." --- чувак(челове уважающий американскую культуру), вы в 90е были на Марсе или в США ?)))))))
alex3891
alex3891 02 Июля 2009, 12:07
Будем надеяться, что американцы задвинут амбиции властителей мира и переведет освоение Луны на международный уровень.И проблема в использовании надежных Российких узлов отвалится сама сабой.
santru
santru 02 Июля 2009, 12:07
В конце концов важно не "были они на луне или нет" а то когда на ней будем МЫ!
santru
santru 02 Июля 2009, 12:07
опять про луну начинаете?!
Загрузка статьи...