Новости космонавтики: 18-24 декабря 2009 г.

Да здравствует зимнее солнцестояние: день начал удлиняться! На базе ИСС имени Решетнева создан единый холдинг для производства спутников. На МКС прибыл очередной экипаж, стартовав с Байконура. Европа выделяет 850 млн на финансирование программы ExoMars. Судьба МКС решится в марте будущего года. ГЛОНАСС «обкатывается» в московских автобусах. События, сообщения, происшествия, слухи: еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

18 декабря

Стартовав с космодрома Куру, ракета-носитель Ariane 5 успешно вывела на орбиту очередной французский спутник дистанционного зондирования Земли Helios 2B. 4,2-тонный аппарат стал четвертым спутником в орбитальной группировке разведывательных спутников Helios, первый из которых запущен в 1995 г.

Совет министров европейских государств, членов ESA, утвердил финансирование программы ExoMars, передав на ее реализацию 850 млн евро. Программа направлена на изучение марсианской среды, разработку и демонстрацию новых технологий исследования планет. Планируется выполнить 2 миссии в тесном сотрудничестве с NASA: в 2016 г. — отправку орбитального аппарата с демонстратором зонда спуска и посадки на планету, а в 2018 г. — доставка на планету двух марсоходов. Помимо 11-ти стран Европы и США, в программе ExoMars участвует Канада.

Россия уведомила США, что в 2010—2011 гг. не сможет поставить 10 кг неоружейного плутония-238 для источников питания, которые NASA устанавливает на своих космических аппаратах. Сообщается, что РФ настаивает на перезаключении раннего соглашения на новых условиях. Пока эти задержки не вызовут у NASA проблем, однако для реализации ее 3-х планетарных миссий, запланированных до 2020 г., агентству требуется 30 кг радиоактивного топлива. В самих США производство плутония-238 было прекращено в конце 1980-х, с тех пор он закупается у Москвы, тем более что российский плутоний, как считается, более высокого качества, что дает выигрыш в весе и габаритах ядерных батарей.

21 декабря

В 00:52 по Москве с космодрома Байконур к МКС запущен пилотируемый корабль «Союз ТМА-17». На орбиту отправился экипаж — Олег Котов, командир; Соити Ногути (Soichi Noguchi), бортинженер; Тимоти Кример (Timothy Creamer), бортинженер. Полет проходит нормально, стыковка корабля со станцией намечена на 23 декабря. Трое космонавтов составят экипаж очередной длительной экспедиции по программе МКС-22/23.

В 20:47 по московскому времени состоялось зимнее солнцестояние — момент, отделяющий астрономическую зиму от наступающего астрономического лета. Начиная с этого момента продолжительность светового дня непрерывно растет вплоть до летнего солнцестояния, которое наступит 21 июня в 15:28.

Lockheed Martin сообщает об успешных испытаниях модернизированной системы ПВО/ПРО Aegis 4.0.1. Установленная на борту крейсера Лейк Эри система продемонстрировала способность обнаруживать и сопровождать цель, вырабатывать решение на ее перехват ракетой SM-3 Block Ib. Учебными целями выступили ракеты, запущенные с тихоокеанского ракетного полигона на атолле Кауаи. В будущем году испытания будут продолжены, а с 2011 г. система Aegis BMD 4.0.1 отправится на сертификацию.

22 декабря

Глава ГУП «Мосгортранс» Петр Иванов сообщил, что до февраля 2010 г. в Москве будет проходить эксперимент по оснащению наземного общественного транспорта системой спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Судьба МКС и вопросы ее эксплуатации после 2016 г. будут решены в марте 2010 г. представителями космических агентств, участвующих в работе станции. На это время в Токио запланирована встреча на которой будут рассмотрены итоги эксплуатации МКС и вынесен вердикт о ее дальнейшей судьбе. По словам главы Роскосмоса Анатолия Перминова, большинство его зарубежных коллег «склоняются к тому, чтобы продлить функционирование МКС, как минимум, до 2020 г.»

23 декабря

В 01:48 по московскому времени космический корабль «Союз ТМА-17» с космонавтами на борту успешно состыковался с МКС. В 03:35 мск были открыты переходные люки между кораблем и станцией, и космонавты перешли на борт международного комплекса.

Единственный работающий на настоящий момент российский научный спутник «Коронас-ФОТОН» так и не вышел на связь. Еще 1 декабря прекратила работу научная аппаратура, что, видимо, стало результатом преждевременного износа химических аккумуляторов, которые используются для хранения собранной солнечными батареями энергии. Окончательно связь с космическим аппаратом была потеряна 11 декабря. Главные надежды сейчас возлагаются на то, что в первых числах января спутник выйдет на бестеневые орбиты вокруг Земли. Это означает, что солнечные батареи будут работать круглосуточно, и необходимость в аккумуляторах отпадет.

Завершено формирование интегрированной структуры на базе ИСС имени академика Решетнева. Приоритетными направлениями ее деятельности станет разработка, модернизация, производство и эксплуатация космических информационных и координатно-метрических систем, комплексов, космических аппаратов различного назначения. В ее состав включены девять предприятий Роскосмоса, участвующих в производстве космических аппаратов: НПП «Геофизика-Космос» (Москва), НПП «Квант» (Москва), НПП «КП Квант» (Ростов-на-Дону), «Сибирские приборы и системы» (Омск) и НПЦ «Полюс» (Томск), а также компании из Железногорска, где находится и само ИСС — НПО «ПМ — Развитие», ИТЦ НПО ПМ, НПО ПМ МКБ, «Сибпромпроект».

Количество экспериментов, проводимых на борту МКС по российской научной программе, увеличится. Об этом заявил глава ЦНИИ Машиностроения Геннадий Райкунов. По его словам, связано это с увеличением числа космонавтов на борту станции. ЦНИИМ, который координирует научную деятельность на российском сегменте МКС, уже разослал обращение о разработке дополнительных экспериментов в научные организации, заинтересованные министерства и ведомства.

Компания Nikon сообщила, что ее новыми цифровыми зеркальными камерами D3s заинтересовалось NASA. Агентство заказало 11 экземпляров D3s, а также 7 объективов AF-S NIKKOR 14−24mm f/2.8G ED. Техника будет задействована для фотодокументации на борту МКС.