Путешествие на ледоколе к Северному Полюсу

Корпус ледокола слегка вибрировал: это означало, что двигатели заработали и он взял курс на Северный полюс. Вскоре Мурманск скрылся за горизонтом, но волнение от предстоящего рейса было настолько сильным, что уходить в теплые каюты не хотелось, несмотря на усилившийся ветер и снегопад.
Путешествие на ледоколе к Северному Полюсу

Предложение марки Volkswagen, официального партнера эстафеты олимпийского огня, принять участие в этапе «Северный полюс» заставило меня прыгать от радости и торопливо собирать рюкзак. Для человечества эта экспедиция была уникальной: атомный ледокол «50 лет Победы» впервые в истории должен был доставить на Северный полюс олимпийский огонь. Для моряков рейс представлялся сложным: ведь судно должно было достичь полюса в условиях полярной ночи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для меня же поездка оказалась удивительной. Во-первых, я всю дорогу опасался, что ближе к полюсу термометры покажут под -50°, а на самом деле полюс встретил нас мягкими -15. Во-вторых, среди участников арктического этапа эстафеты я встретил множество удивительных людей, которые рассказали мне, как управлять ледоколом, как готовилось путешествие олимпийского огня и почему наши внуки увидят Северный полюс вовсе не таким, каким видели его мы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Стоя на палубе ледокола, я вспоминал разные истории освоения Арктики. Тогда исследователи не одну зимовку проводили среди дрейфующих льдов, надеясь добраться в конце концов до полюса. Почти сто лет назад зажатая со всех сторон льдами шхуна путешественника Георгия Седова беспомощно дрейфовала в здешних широтах. Сегодня подобная ситуация кажется невозможной. Арктический климат так изменился за прошедшее столетие, что ни единой льдинки не было видно. И, по обещаниям опытных моряков, такую картину нам предстояло наблюдать вплоть до архипелага Земли Франца-Иосифа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Среди пассажиров ледокола значился известный ученый, директор Норвежского арктического института Ян-Гуннар Винтер, специалист по изменениям арктического климата. Он объяснил, что в последнее десятилетие климат в Арктике менялся в два раза быстрее, чем в среднем по планете. И сегодня ни Седов, ни Нансен, ни другой исследователь не смогли бы пройти тот же путь во льдах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Замкнутый круг

Перемены в Арктике, считает Ян-Гуннар, происходят столь стремительно, что ученым приходится пересматривать свои прежние гипотезы, чтобы соотнести их с сегодняшними фактическими переменами. За последние 30 лет площадь и толщина летних арктических льдов сократилась почти вдвое. Это значит, что с 1980 года было утрачено более? общего количества льда. Еще красноречивее другая цифра: убыль льда, реально наблюдавшаяся в 2012 году, не должна была произойти ранее 2070 года. Иначе говоря, построенные к сегодняшнему дню модели изменения арктического климата оказались несостоятельны: в реальности изменения происходят гораздо быстрее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале 2000-х годов специалисты предсказывали, что к концу нынешнего столетия площадь дрейфующих льдов в Арктике уменьшится с нынешних 10 млн квадратных километров до 2 млн. Однако, проанализировав данные вековых наблюдений за климатом, снимки со спутников и результаты математического моделирования, норвежские ученые пришли к выводу, что уже к 2070 году дрейфующие арктические льды могут растаять окончательно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Процесс изменения климата в Арктике характеризуется эффектом «разбегания» (от английского runaway). Таяние дрейфующего льда, а вместе с ним и ледников в Гренландии приводит к увеличению площади открытой воды. Но чем больше площадь открытой воды, тем сильнее она нагревается и тем быстрее происходит таяние льда.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Повышение температуры арктических вод приводит не только к таянию дрейфующих льдов и ледников, но также к оттаиванию территорий вечной мерзлоты. Зоны вечной мерзлоты содержат под собой огромное количество метана. Размораживание этих зон с большой вероятностью приведет к высвобождению части метана, увеличению парникового эффекта и в конечном счете к росту температуры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Парниковый эффект, в свою очередь, тоже характеризуется «разбеганием». Воды Мирового океана содержат большое количество углекислого газа. С ростом температуры способность воды растворять газы снижается, и парниковый газ CO2 высвобождается в атмосферу.

Повышение уровня воды в океане — еще одно следствие изменений климата в Арктике и Антарктике. И если таяние дрейфующих арктических льдов никак не сказывается на уровне моря, то размораживание ледников Гренландии и Антарктиды играет в этом процессе решающую роль. Примечательно, что до недавнего времени вклад ледников высоких широт в повышение уровня Мирового океана был предельно скромен, и вода поднималась за счет таяния льдов за пределами Гренландии и Антарктики. Сегодня же на ледники Антарктики приходится 90% замороженной воды, на ледники Гренландии — 8%. Все прочие ледники мира давно сдали позиции и содержат всего лишь около 0,5% замороженной воды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Полученные в течение последних лет данные со спутников о двух наиболее значительных ледовых шапках планеты подтверждают тот факт, что скорость таяния льда сильно возросла. Если в 2007 году ученые ожидали, что к концу нынешнего столетия уровень Мирового океана поднимется на 40 см, то сегодня Ян-Гуннар склонен считать, что отметка превысит 60 см.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Красная книга

Арктические изменения климата — определяющие для всей планеты, поскольку Арктика играет роль своеобразного мирового холодильника. Регион выделяет в космос больше тепла, чем поглощает, что позволяет охлаждать весь земной шар.

С некоторыми последствиями изменения арктического климата нам неизбежно придется столкнуться в ближайшее время. В частности, оттаивание зон вечной мерзлоты потребует изменения всей региональной инфраструктуры российского Севера, где железные дороги, строения и трубопроводы построены с учетом особенностей мерзлого грунта. С повышением среднегодовой температуры дороги начнут разрушаться, дома потребуют дополнительного укрепления, сельскохозяйственные территории начнут заболачиваться. На первое место выйдет перевозка углеводородов морем, потому что строительство и содержание дорог и трубопроводов станет нерентабельным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сокращение площадей дрейфующих льдов лишает шансов на счастливое существование животных, населяющих Арктику, — белых медведей и песцов, использующих лед для охоты и отдыха. Столь быстрое таяние льдов становится основной угрозой для жизни моржей, особенно в южных районах Арктики. Если этот процесс не замедлится, то во второй половине столетия мы сможем любоваться этими животными лишь в зоопарке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К тому же не стоит забывать, что за полярным кругом живет более 4 млн человек. Часть этих людей проживают в городах, причем большинство из них не являются коренными жителями. 10% населения Арктики составляют малые народы, и они продолжают жить в соответствии со своими традициями и вековыми привычками. Для них прекращение традиционного образа жизни, связанного с рыбалкой и охотой, означает прекращение существования их этносов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исчезающий шанс

Через двое суток плаванья ледокол прошел Землю Франца-Иосифа, и открытую воду сменил арктический лед. Вместо неторопливого покачивания появилась легкая тряска: судно боролось со льдом.

С каждым часом пути ледяные поля становились все толще, и все сложнее ледоколу было с ними бороться. Моряки объяснили, что ледокол именно колет льды, а не режет корпусом, как думают многие. В сложной ситуации балластные цистерны заполняются водой, чтобы создать небольшой дифферент на корму. Используя всю доступную мощность силовой установки, ледокол заносит носовую часть прямо на лед, раскалывая его собственным весом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если повезет, образуется трещина, убегающая за горизонт. При этом судно идет не по чистой воде, а рядом. Отколотый лед отбрасывается в образовавшуюся трещину. Днище машины имеет необычное полукруглое сечение, чтобы его было труднее зажать во льдах. Специальный ледовый зуб под днищем не дает ледоколу выйти на лед полностью без шанса снова вернуться в воду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Временами даже такому гиганту, как «50 лет Победы», не удавалось с первого раза расколоть льдину. Тогда судно слегка меняло курс и ломало льдину со второй попытки. Остатки света поглотила полярная ночь. Пейзаж за бортом, по меткому выражению корабельного механика, стал напоминать обычное подмосковное поле в январе, когда на часах девять вечера.

Вдруг в ночной мгле, поглотившей судно, раздались радостные крики: GPS-навигаторы пассажиров ледокола показали долгожданные 90 градусов северной широты, и капитан ледокола торжественно объявил о прибытии судна на Северный полюс.

Для тех, кто не входит в число избранных исследователей Арктики, шанс ступить на белую твердь «вершины мира» выпадает в лучшем случае раз в жизни. И, если верить словам Ян-Гуннара Винтера, шанс этот сегодня особенно ценен. Ведь уже через каких-то полвека никакой тверди здесь может не быть.