Из космоса на парашюте: Тест на грузчика

Как спокойно вернуть на землю 90-тонный разгонный модуль ракеты после того, как он выстрелит к Луне капсулу с грузом? Очень осторожно!

Разрабатывая новую лунную программу, NASA активно ведет работу над новыми ракетами Ares (о которых мы писали: «Летающий корабль»), оснащенными многоразовыми разгонными модулями. Эти массивные боковые модули нельзя так просто утопить в океане после использования — их необходимо вернуть аккуратно.

И на днях специалисты NASA провели тестирование самой важного для этого возвращения инструмента — упругого 45-метрового парашюта. Ему удалось благополучно спуститься с 5-километровой высоты и опустить в пустыню в Аризоне 19-тонную цистерну. Это не максимум, на который он способен, но тест в любом случае позволил инженерам изучить поведение парашюта для внесения необходимых изменений.

Парашюты уже не первый год используются для возвращения разгонных блоков современных «шаттлов». Однако модули ракеты Ares намного тяжелее них, и к парашютам предъявляются новые требования. Они сделаны из кевлара (напомним, что мы уже рассказывали об этом сверхпрочном материале: «Спаситель жизней») — в отличие от тех, что возвращают модули «шаттлов», и сделаны из нейлона. Кевлар и прочнее, и легче, что позволяет сделать парашют еще и с бóльшим куполом — при том же весе и объеме в сложенном виде. В остальном структуры парашютов не сильно отличаются. Возможно, в этом и состоит секрет успешности тестов.

Система парашютов Ares I включает парашюты трех типов. Маленький пилотный обеспечивает выброс стабилизирующего 20-метрового, который позволяет ориентировать груз вертикально и придать первоначальное замедление. Наконец, тройка основных парашютов обеспечивает дальнейшее торможение и снижение.

Полностью тестирование планируется закончить в 2010 г. А между тем, скоро появится и новый — самый экстремальный — вид спорта, космический дайвинг. Читайте: «Прыжок на Землю».

По сообщению NASA