Кинотеатр на носу: Ближний обзор

Сейчас шлемы со встроенными дисплеями обычно ассоциируются с сугубо гражданскими вещами – компьютерными играми, кинофильмами, «виртуальной реальностью». Все уже почти забыли, что корни этой технической идеи лежали в истории военной авиации. Фантазии о том, как пилот направляет снаряд к цели, просто следя за ним взглядом, формулировались уже давно, но из разряда абстрактных мечтаний они вышли лишь несколько десятилетий назад.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда речь идет о мобильных малогабаритных устройствах — таких, как мобильные телефоны, карманные компьютеры, электронные игры, — вопрос о размере экрана всегда ставит нас в тупик. С одной стороны, чем больше экран, тем лучше на нем смотреть кинофильмы, следить за игрой и даже читать электронную почту. С другой стороны, большой экран — это большое устройство, а кому нужны большие размеры, когда речь идет о легкой и портативной вещице?

До самого недавнего времени «проблема размера» навязывала нам разработку новых устройств либо с очень маленьким экраном (не так уж много удовольствия смотреть программу новостей на двухдюймовом экране мобильного телефона), либо с преднамеренно увеличенными размерами — таковы, к примеру, компьютеры-наладонники. Однако несколько новых технических идей обещают нам в недалеком будущем представить совсем крошечные аппаратики, обладающие при этом довольно большими экранами. В ближайшее время на рынке появятся микропроекторы Explay, перспективным выглядит и применение гибких дисплеев на базе «электронной бумаги» или OLED (органических светодиодов).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой путь решения «проблемы размеров» — это HMD. Однако ТВ-очки и очки для «виртуальной реальности», несмотря на быстрый прогресс в этой области, все еще тяжеловаты и слишком громоздки для повседневного использования (немаловажна и эстетика — существующие сейчас аппараты мало кто будет носить за пределами своего дома или офиса).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Волшебные очки

Именно такой подход предлагает молодая израильская компания Lumus, основанная Иаковом Амитаи, бывшим летчиком-истребителем израильских ВВС. После военной службы Амитаи занимался разработкой голографических нашлемных дисплеев в институте Вейцмана а Реховоте, в Стэнфордском университете, а затем в компании EL-OP. В 2000 году ему пришла в голову революционная идея: «Я придумал способ, как в одном устройстве объединить сразу три ключевых требования, необходимых для широкого внедрения HMD. Я имею в виду высокое качество изображения, большой размер картинки и в то же время компактный размер самого устройства».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В основе очков Lumus лежит так называемый световодный оптический элемент (Light-guide Optical Element, LOE). Именно он позволяет объединить несколько требований: возможность видеть насквозь, тонкую конструкцию и широкое поле зрения. LOE использует широко известное оптическое явление — полное внутреннее отражение. Когда свет проходит через границу между двумя веществами с различными коэффициентами преломления, часть света, преломившись, проходит насквозь, а часть отражается назад. В тех случаях, когда свет приходит к границе под достаточно острым углом, который зависит от показателей преломления двух сред, он отражается полностью. Это явление, называющееся полным внутренним отражением, лежит в основе современных оптоволоконных систем связи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Путь к сердцу потребителя

«Шлемы и видеоочки предлагаются уже много лет, но они так и не смогли по-настоящему завоевать рынок, — говорит Ари Гробман, коммерческий директор компании Lumus. — В массе своей потребитель не хочет выглядеть компьютерным ‘фриком', ему не нужен тяжелый, неудобный агрегат. Люди будут покупать те изделия, которые выглядят естественно, изящно, предпочтут, чтобы они были легкими и маленькими. Приятно, когда ты смотришь телевизор, просматриваешь почту, а вокруг никто этого не замечает. Хорошо иметь доступ к потоку информации, не теряя из виду все, что происходит вокруг, не прерывая своих рутинных занятий. Уже десять лет мы слышим это и от производителей малогабаритной электроники, и от пользователей, которые ломают глаза, всматриваясь в экранчики своих мобильников. Кстати, так как для нашей конструкции характерны открытое периферийное зрение и возможность переводить внимание на реальные объекты за очками, использование очков не порождает той усталости, которая характерна для обычных дисплеев».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одно достоинство очков Lumus — это их «расширяемость». И разрешение, и ширину поля зрения можно наращивать дальше, не увеличивая при этом размеров LOE. Единственным ограничивающим фактором является микропроектор — будь то LCD, LCoS, OLED или что-нибудь еще (сейчас подобные устройства ограничены разрешением QVGA, VGA и SVGA). Впрочем, сами источники (портативные видеоплееры, мобильные телефоны и т. п.) не обеспечивают пока разрешение выше, чем VGA.

Широко открытые глаза

Для таких очков-видеомониторов, сквозь которые можно одновременно смотреть на мир и на изображение, сразу напрашивается множество практических применений. По мнению Ари Гробмана, самый большой рынок для этих аппаратов — мобильное телевидение: «Операторы сетей мобильной связи тратят миллиарды долларов на развитие инфраструктуры, поддерживающей мобильное телевидение, к 2010 году порядка сотни миллионов мобильных телефонов будут поддерживать воспроизведение видео, игры, виртуальную реальность. Качество развлечений, получаемых через мобильный телефон, поднимется на совершенно новый уровень. Возможность видеть на большом, не занимающем ваши руки мониторе текстовые сообщения, электронную почту интернет привлекательна и для профессионалов, и для рядовых потребителей. Теперь можно делать доклады, не оглядываясь на шпаргалки. Биржевой маклер сможет отслеживать курсовые сводки нижней строкой в своих очках непрерывно в течение всего дня».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В авиации такие очки будут незаменимы для пилотов на военных, коммерческих и любительских самолетах. Еще одно направление в военной сфере — дисплеи для солдат в боевых условиях. Там боец, который то и дело отвлекается, рассматривая экран своего карманного компьютера, рискует очень скоро стать мертвым бойцом.

Второй огромный потенциальный рынок — компьютерные игры. Здесь особенно интересна возможность реализации трехмерного изображения — для этого будет достаточно всего лишь на каждый глаз подавать свою картинку. Очки Lumus найдут себе место и в сфере виртуальной реальности (VR), а также в смежной области, которую сейчас называют «обогащенной реальностью» (Augmented Reality, AR), — для выдачи дополнительной информации о тех предметах, которые человек видит сквозь полупрозрачные очки. Сфера AR сейчас активно развивается и может стать очень популярной среди таких профессионалов, как врачи или механики. Она может пригодиться и в качестве виртуального гида во время экскурсий по городам или музеям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если заглянуть в более отдаленное будущее, легко представить себе «очки AR» в таком занятии, как шоппинг: вы бредете по проходам универсама, а в очках сама собой выводится информация о товарах, которые попадают в ваше поле зрения.

И похоже, что такие видеоочки станут совершенно незаменимы для тех, кто по роду работы проводит много времени на различных совещаниях. Не вызывая ни малейших подозрений, они смогут досмотреть до конца все шесть эпизодов «Звездных войн» или пройти до конца S.T.A.L.K.E.R.