Космос: новости: 21-27 марта 2008 г.

На борту МКС продолжается уникальный эксперимент «Плазменный кристалл», начатый еще на станции «Мир». Шаттл возвращается на Землю. Индия тестирует новую ракету Agni-1, а Россия – модернизированную «Союз-2». События, сообщения, происшествия – еженедельный дайджест от журнала «Новости космонавтики».

21 марта

Российская навигационная группировка ГЛОНАСС в законченном виде будет состоять не из 24, а из 30 космических аппаратов. Об этом заявил первый заместитель генерального конструктора ОАО «Информационные спутниковые системы (ИСС) имени академика Решетнева» Виктор Косенко. При этом 2 из них будут находиться в постоянном резерве.

Новосибирские эксперты признали упавший 5 февраля на Алтае осколок ракеты-носителя «Протон-М» экологически безвредным. Экспертиза фрагмента осколка не выявила следов токсичного ракетного топлива — гептила.

Как сообщили представители ESA, автоматический корабль ATV Jules Verne достиг орбиты МКС, к которой он должен пристыковаться 3 апреля. Грузовик занял позицию на «парковочной» орбите высотой около 360 км на расстоянии около 2 тыс. км от МКС.

C помощью сервиса Google Earth Артур Хикман (Arthur Hickman) открыл неизвестный метеоритный кратер в Австралии, возраст которого оценивается в 10−100 тыс. лет. Координаты кратера — 23 градуса 02 минуты 13 секунд южной широты, 119 градусов 40 минут 59 секунд восточной долготы.

Астронавты Роберт Бенкен (Robert Behnken) и Майк Фореман (Michael Foreman) завершили четвертый из пяти запланированных выходов в открытый космос. За 6 часов 26 минут работы на внешней обшивке МКС они провели тренировку по ремонту теплозащитного покрытия шаттла, заменили сломанный модуль контроля электроэнергии и завершили работы на канадском манипуляторе Dextre.

22 марта

Японское космическое агентство JAXA сообщает, что 18 марта на борту МКС Такао Дои (Takao Doi) провел уникальный эксперимент по метанию бумеранга в невесомости. По словам Дои, он был «удивлен тем, что в невесомости бумеранг вел себя также, как на Земле». Позже обещается обнародовать видеозапись эксперимента.

В NASA вновь рассматривают вопрос об изменении графика полетов шаттлов: возможно, из-за проблем с внешними топливными баками потребуется большее время на доработку и испытание новых технологий их производства.

На космодроме Плесецк начались комплексные испытания модернизированной ракеты-носителя «Союз-2». Тесты включают «сухой» вывоз ракеты, проведение генеральных испытаний, а также проведение всех операций предстартовой подготовки, кроме заправки и команды «ключ на старт». В случае успешных результатов ракета будет передана на летные испытания.

23 марта

Индия провела успешное испытание собственной баллистической ракеты Agni-1, способной нести как обычный, так и ядерный боезаряд весом до 1 тонны. Пуск был произведен с мобильной установки на островном полигоне, расположенном в Бенгальском заливе.

Астронавты Роберт Бенкен (Robert Behnken) и Майкл Форман (Michael Foreman) совершили пятый и последний в рамках экспедиции выход в открытый космос, который продлился 6 часов 2 минуты. Бенкен и Форман, в частности, провели подготовительные работы для установки второго блока японского лабораторного модуля Kibo, а также установили на внешнюю сторону европейского модуля Columbus контейнер для проведения экспериментов, требующих условий безвоздушного пространства.

24 марта

Астронавты шаттла Endeavour провели церемонию прощания с экипажем МКС, после чего закрыли переходной люк. Посадка корабля на территории США планируется на 27 марта.

На МКС завершен очередной этап российского космического эксперимента «Плазменный кристалл», начатый 18 марта — всего эксперимент занял уже более 10 лет, и начат был еще на станции «Мир». Полученные результаты о слипании кристаллов позволят создать «пылесос» для обезвреживания радиоактивных выбросов в атмосферу, разработать мощные и компактные ядерные источники питания, а также выращивать искусственные алмазы. Кроме того, «Плазменный кристалл» поможет ученым понять, как формировались планеты Солнечной системы.

25 марта

Из Москвы в США доставлен летный образец российского космического прибора ЛЕНД, который должен отправиться на Луну в составе американской миссии Lunar Reconnaissance Orbiter. ЛЕНД должен решить поиска на Луне льда.

В 03:25 по московскому времени корабль многоразового использования Endeavour отстыковался от МКС и отправился в двухсуточный автономный полет. Расстыковка была задержана приблизительно на 15 минут из-за проблем на МКС — одна из панелей солнечных батарей не была закреплена достаточно надежно. После устранения неисправности процесс прошла без осложнений.

С серьезной проблемой столкнулся проект ультрафиолетового орбитального зонда «Спектр-УФ». Этот российский проект планируется реализовать в партнерстве с Германией, Италией, Испанией, КНР и, возможно, Украиной. Российскими будут космическая платформа, телескоп и средства связи, также Россия возьмет на себя старт на орбиту. Однако главный научный координатор проекта член-корреспондент РАН Борис Шустов сообщил, что Италия в проекте участвовать не будет — а значит, потребуется изменение конструкции зонда для использования узлов других производителей.

По метеоусловиям пуск с космодрома Плесецк ракеты-носителя «Космос-3М» с немецким спутником SAR-Lupe-3 отложен на сутки.

26 марта

Сообщается, что в Роскосмосе обсуждают вопрос отправки индийского космонавта на российском космическом корабле «Союз» для получения необходимых навыков пилотируемых полетов. Эта необходимость связана с планами Индии по запуску в 2014 г. собственного пилотируемого корабля.

27 марта

Совершил успешную посадку корабль многоразового использования Endeavour, совершавший полет по программе STS-123. На Землю благополучно вернулся экипаж из 7 астронавтов. Полностью шаттл остановился в 03:40 по московскому времени, продолжительность полета составила 15 суток, 18 часов, 10 минут и 54 секунд.

На сайте NASA опубликован график полетов в космос будущего космического корабля Orion, разработка которого еще продолжается. Первый беспилотный запуск запланирован на первую половину 2013 г. Через несколько месяцев Orion с двумя астронавтами полетит к МКС, а на вторую половину 2019 г. намечен первый полет корабля к Луне и высадка астронавтов на ее поверхности.

Небольшая калифорнийская компания XCOR Aerospace объявила о разработке нового суборбитального корабля Lynx, который в 2010 г. начнет возить космических туристов. Двухместный Lynx по размеру похож на небольшой частный самолет. Он сможет доставлять людей (или грузы) на высоту до 61 километра. Планируется, что получасовые полеты будут совершаться несколько раз в день, а цены на них будут доступными.

Пуск с космодрома Плесецк ракеты-носителя «Космос-3М» с немецким спутником SAR-Lupe-3 на борту вновь отложен по метеоусловиям.