Космос: новости: 4-10 июля 2008 г.

Будьте в курсе! Телескоп GLAST приступает к работе – а зонд Ulysses, вопреки прогнозам, продолжает «цепляться за жизнь». Израиль испытывает собственную систему ПРО – Iron Dome, а США наращивает свою. У Космических войск России – новый командующий. Европейские специалисты запустили ракету с парой спутников. События, сообщения, происшествия – еженедельный дайджест журнала «Новости космонавтики».

4 июля

Выведенный в начале июня на орбиту высотой 555 км космический гамма-телескоп GLAST приступает к выполнению научной программы полета. Ее первой фазой, рассчитанной на два месяца, станет тестирование и калибровка целевого оборудования.

Ростехнадзор утвердил заключение экологической экспертизы многофункциональной космической системы ретрансляции «Луч», которая обеспечит передачу больших потоков информации — в первую очередь, с российского сегмента МКС и спутников дистанционного зондирования Земли. Отличительной особенностью новых аппаратов является негерметичная платформа. При этом количество ретранслируемых каналов увеличено вдвое, а срок работы составляет 12 лет.

Полное развертывание системы «Луч» планировалось к 2015 г., однако сроки запуска первого аппарата системы постоянно сдвигаются.

7 июля

Пресс-служба ESA сообщает, что зонд Ulysses продолжает «бороться за жизнь». Аппарат был официально выведен из эксплуатации 12 июня, проработав 17 лет вместо расчетных 5. Ученые считали, что он окончательно выйдет из строя 1 июля — но зонд до сих пор продолжает работу, пока полностью не исчерпает энергию бортового радиоизотопного источника. Это приведет к замерзанию топлива, потере ориентировки аппарата в пространстве и связи с ним.

Сообщается, что Китай уже собрал всю необходимую информацию для составления собственной полной карты Луны. Информация была получена со спутника Chang’e-1, который отправился на орбиту естественного спутника Земли в октябре 2007 г.

В Израиле состоялись успешные испытания системы противоракетной обороны Iron Dome, призванной защитить от неуправляемых ракет ближнего радиуса действия, которыми располагают террористические организации «Хизбаллах» и «Хамас». Предположительно, система будет полностью готова к действию в течение года. Эксперты надеются, что эта система ПРО сможет защитить израильские населенные пункты не только от ракетных, но и от минометных обстрелов.

8 июля

Чехия и США подписали соглашение о развертывании на чешской территории элементов американской системы ПРО. Согласно ему, в районе полигона Брды американцы установят станцию РЛС.

NASA обнародовала финальную программу полетов кораблей многоразового использования. Два полета «шаттлов» предполагается осуществить в нынешнем году, пять — в 2009 году и три миссии намечены на первую половину 2010 года. Последний в истории полет таких кораблей должен состояться 31 мая 2010 г.

В 01:47 по московскому времени с космодрома Куру во Французской Гвиане осуществлен пуск ракеты-носителя Ariane-5ECA с телекоммуникационными спутниками Protostar-1 и BADR-6 на борту, принадлежащими компании Protostar и организации спутниковой связи арабских стран Arabsat.

Начальник Генерального штаба ВС России генерал армии Николай Макаров представил нового командующего Космических войск — генерал-майора Олега Остапенко. Ранее генерал Остапенко занимал должность начальника космодрома Плесецк. На должности командующего Космическими войсками он сменил генерал-полковника Владимира Поповкина стал заместителем министра обороны.

9 июля

Ежегодно украинское КБ «Южное» будет производить 10−12 ракетоносителей «Зенит» — уверяет заместитель гендиректора предприятия Александр Новиков. «В ближайшие годы планируется проводить ежегодно пять-шесть пусков ракет "Зенит" по проектам "Морской старт" и "Наземный старт", следовательно и изготавливаться будет аналогичное количество ракет», — сказал он. Кстати, ближайший старт изготовленной совместно с Россией ракеты «Зенит-3SL» в рамках проекта «Морской старт» намечен на середину июля.

Российское оборудование отправлено на европейский космодром Куру, где оно будет установлено в комплексе «Союз». На борт судна были загружены около 160 контейнеров с оборудованием из ЦСКБ «Прогресс», КБОМ и НПО имени Лавочкина. Среди оборудования на борту числится кабина обслуживания для ракет-носителей «Союз» на стартовом комплексе, а также различные системы наземного оборудования для ракеты-носителя «Союз» и разгонного блока «Фрегат».

Несмотря на технические неполадки, американский аппарат Phoenix загрузил в бортовой анализатор вторую пробу марсианского грунта. Результаты обработки второго образца сравнят с первыми, завершенными 2 недели назад.

10 июля

Российские члены экипажа 17-й экспедиции на МКС, молодые космонавты Сергей Волков и Олег Кононенко, не имевшие опыта космических полетов, начали в 22:12 первый в своей жизни выход в открытый космос. Им предстоит провести внешний осмотр пристыкованного космического корабля «Союз ТМА-12», а если хватит времени, то и установить на переходном отсеке служебного модуля «Звезда» мишень для обеспечения будущей стыковки с российским исследовательским модулем. Расчетная продолжительность работы — 6 часов 10 минут.