Космос: новости: 9 – 15 марта 2007 г.

Установлена причина аварии ракеты «Зенит-3SL» на платформе Sea Launch. Европейский носитель Ariane-5 вывел на орбиту 2 спутника, а американский Atlas-5 – сразу 6. В Киото прошло совещание 14-ти космических держав. Обнаружена звезда, ведущая себя «не по правилам». События, происшествия, сообщения: еженедельный дайджест от журнала «Новости космонавтики».

9 марта

C мыса Канаверал осуществлен пуск ракеты-носителя Atlas-5 с несколькими спутниками, созданными в рамках программы STP-1 (Space Test Program-1). Объединенные в аппарат Orbital Express спутники ASTRO и NextSat предназначены для отработки технологии сближения и сервисного обслуживания на околоземной орбите. Кроме них, на орбиту выведены спутники STPSat-1, MidSTAR-1 и CFESat (для проверки новых космических технологий), FalconSat-3 (для проведения исследований ионосферы).

В РКК «Энергия» состоялись заключительные тренировочные занятия экипажей экспедиции МКС-15. Члены основного экипажа Федор Юрчихин и Олег Котов ознакомились с набором инструментов для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, изучили методику проведения на борту сегмента медико-биологического исследования «Пилот». Впереди у них — экзамены и комплексные экзаменационные тренировки.

В марте должны возобновиться пуски ракет-носителей «Днепр» с космодрома Байконур. На космодром уже доставлены для запуска спутник SaudiSat-3 (для экспериментальной съемки земной поверхности) и пять малых космических аппаратов SaudiComSat (для обеспечения коммерческой связи) из Саудовской Аравии, египетский спутник EgyptSat, а также два российских спутника АКС. Запланированный на март старт станет первым пуском «Днепра» после прошлогодней аварии.

10 марта

Осмотр попавшего под сильный град корабля многоразового использования Atlantis показал, что поврежденный топливный бак не требует замены, и его можно отремонтировать. Ранее эксперты NASA высказывали опасения, что старт придется отложить до июля, если выяснится, что топливный бак получил значительные повреждения.

11 марта

Запланированный на вечер субботы старт ракеты-носителя Ariane-5 с двумя телекоммуникационными спутниками с космодрома Куру отложен по техническим причинам на 24 часа.

Компания GeoEye сообщила, что начиная с 4 марта с борта спутника OrbView-3 на Землю не поступают изображения, пригодные для использования. Судя по всему, проблемы возникли в электронике бортовой фотокамеры. Пока специалисты не могут определенно сказать, смогут ли они справится с неисправностями.

12 марта

Как сообщает пресс-служба Агентства противоракетной обороны США, в ходе прошедших испытаний радар транспортируемой системы THAAD (Terminal High Altitude Area Defense) успешно обнаружил ракету малого радиуса действия и определил параметры ее движения.

Китай объявил о своих планах по участию в российских и французских космических проектах. Пекин примет участие в российском проекте по отправке космического аппарата на спутник Марса Фобос, старт которого намечен на 2009 год. Кроме того, Китай намерен сотрудничать с Францией в реализации проекта по изучению солнечной активности.

С площадки ELA-3 космодрома Куру во Французской Гвиане стартовыми расчетами компании Arianespace осуществлен пуск ракеты-носителя Ariane-5 с двумя телекоммуникационными спутниками на борту. Аппарат Skynet-5A будет выполнять задачи Министерства обороны Великобритании. Спутник Insat-4B принадлежит Индийской организации космических исследований.

На космодром Байконур самолетом Ан-124 «Руслан» доставлен для запуска телекоммуникационный спутник Anik F-3 и вспомогательное оборудование к нему. Пуск ракеты «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником Anik F-3 на борту запланирован на 10 апреля.

13 марта

Установлена причина аварийного пуска РН «Зенит-3SL» по программе Sea Launch. Согласно официальному заключению межведомственной украинско-российской комиссии, авария 31 января произошла из-за попадания постороннего металлического предмета в насос окислителя двигателя 1-й ступени. Тип предмета не установлен: это могла быть металлическая частица размером в несколько миллиметров. Комиссия разработала рекомендации по исключению возможного повторения аварийной ситуации. Следующий запуск «Зенит-3SL» может состояться летом-осенью 2007 г.

Проведено летное испытание Flying Test Bed-1 (FTB-1) — прототипа итальянского корабля многоразового использования Castor. Проверялось поведение машины на участке возвращения на Землю. Поднятый воздушным шаром на высоту 21 км аппарат был отделен от носителя и отправился в полет в автоматическом режиме. Возвращение на поверхность Средиземного моря произошло на скорости, превышавшей расчетную, в результате чего FTB-1 получил серьезные повреждения.

14 марта

В Японии состоялось совещание космических агентств 14 стран по обсуждению глобальной стратегии исследований. Здесь было подписано базовое соглашение о совместных планах по исследованиям объектов Солнечной системы — прежде всего, Луны и Марса.

Деннис Мэтсон (Dennis Matson) предложил объяснение «загадки Энцелада», Южный полюс которого нагрет заметно выше остальной поверхности. Возможно, это происходит наличием в составе спутника радиоактивных изотопов алюминия и железа.

С помощью рентгеновского космического телескопа XMM-Newton швейцарские астрономы обнаружили в созвездии Возничего звезду, которая ведет себя «не по правилам». Находящаяся от нас на расстоянии ок. 460 световых лет звезда АВ интенсивно излучает в рентгеновском диапазоне, что свидетельствует о наличии у нее мощного магнитного поля. Однако АВ относится к классу звезд Хербига — слишком малых и холодных для того, чтобы иметь собственное магнитное поле. Пока что феномену предложено лишь довольно экзотическое объяснение: излучает «ископаемое магнитное поле», возникающее не в самой звезде, а в облаке, из которого она зародилась и которое захватила в процессе формирования.

Стало известно, что за время 12-дневного полета российской космической лаборатории «Фотон-М3» на ее борту будет проведено 35 научных экспериментов по заданию ESA — в том числе изучение поведения биологических образцов в открытом космосе и в условиях микрогравитации. Аппарат отправится на околоземную орбиту с космодрома Байконур 14 сентября.

15 марта

Компания Space Exploration Technologies (SpaceX) обнародовала некоторые технические подробности проекта космического корабля Dragon для доставки грузов и экипажей на борт МКС. В новом варианте аппарата его капсула может нести до семи пассажиров и членов экипажа, или 2,5 тонны грузов. На околоземную орбиту Dragon будет выводиться с помощью ракеты-носителя Falcon-9. Если проект получит одобрение в NASA, то первый испытательный полет Dragon может состояться уже в середине 2008 г.

Зонд Cassini зарегистрировал признаки вулканической активности на спутнике Сатурна Дионе — правда, не в столь впечатляющих масштабах, как на Энцеладе. Концентрация газа в окрестностях Дионы настолько мала, что подтвердить результат с помощью других научных инструментов зонда чрезвычайно сложно. Природа вулканической активности малых спутников Сатурна неясна: возможно, она связана с разогревом недр планет при радиоактивном распаде.

В NASA объявлено, что космический корабль нового поколения Orion, который придет на смену шаттлам, может быть использован и для посадки на астероиды, в том числе и в ходе пилотируемой миссии. На астероиде астронавты смогут провести 1−2 недели, взять пробы грунта, провести несколько научных опытов.